В/ регламенты международных авиационных организаций.

ИКАО и др. международные авиационные организации принимают большое количество юридических актов, унифицирующих правила полетов, требования к авиационному персоналу, к нормам летной годности воздушных судов и т.д. Это - стандарты, рекомендации, процедуры и пр. Обычно это - технические регламенты. Встречаются регламенты организационного и административного плана, в которых предусматриваются права и обязанности государств по вопросам обеспечения регулярности, экономичности и безопасности международного воздушного транспорта. В ст. 37 Чикагской конвенции определен перечень таких регламентов.

Основными регламентами ИКАО следует считать стандарты и рекомендации.

Стандарт ИКАО определяется как «особые требования к физическим характеристикам, конфигурации, летным характеристикам, персоналу или процедурам, которым договаривающиеся государства должны следовать в соответствии с Конвенцией». Работа по выработке стандартов и рекомендации начинается на уровне групп экспертов, существующих при Аэронавигационной комиссии /АНК/, при разработке проекта учитываются мнения государств-членов ИКАО. О принятых регламентах уведомляются все государства-члены ИКАО. Для удобства ознакомления принятые регламенты определяются в качестве соответствующего Приложения к Чикагской конвенции или группируются по уже действующим Приложениям. Согласно п. а ст. 90 любое Приложение или любая поправка к нему вступает в силу в течение 3 месяцев после направления их государствам-членам ИКАО.

Рекомендация/рекомендуемая практика в отличие от стандартов, «признается желательной», согласно определению Чикагской конвенции, к соблюдению ее государства будут стремиться. Т.е. применение рекомендаций не имеет такого же существенного значения для деятельности гражданской авиации, как применение стандартов.

Кроме приложений к Чикагской конвенции, Совет ИКАО принимает Процедуры аэронавигационных служб /ПАНС/ и Дополнительные региональные процедуры /САПС/. ПАНС - это процедуры, которые либо «не достигли уровня стандартов и рекомендаций», либо излишне детализируют определенные требования или подвержены частым изменениям. Такие процедуры предназначены для применения на «всемирной основе». Примеры ПАНС: эксплуатация воздушных судов; Правила полетов и служб воздушного движения; Метеорология; Сокращения и коды ИКАО. Дополнительные региональные процедуры /САПС/ - предназначены для 1 применения в конкретном регионе.

Еще одна форма регламентов - регламенты, закрепленные в региональных аэронавигационных планах /РАНП/. Весь мир разбит ИКАО на 9 «аэронавигационных регионов». Если САПС устанавливает дополнительные процедуры для всех регионов, то региональные планы /РАНП/ касаются только конкретного, одного региона. Пример РАНП: Аэронавигационный план для Европейского региона, опубликованный в 1977 г.

В отношении процедуры принятия рекомендаций достижение между государствами происходит в еще большей степени, чем при разработке приложений к Чикагской конвенции. Фактически рекомендация принимается в том случае, когда государство выразило согласие на предоставление определенных средств и служб, совершение определенных действий на своей территории и т.д. Именно это согласие, а не последующее утверждение рекомендаций Советом ИКАО является определяющим фактором последующего выполнения конкретным государством своих обязательств по региональному плану.

Кроме указанных документов ИКАО разрабатывает также различные руководства по конкретным вопросам. Пример: руководства по аэродромам, по планированию аэропортов, по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и др.

Хотя эти документы и не относятся к источникам международного воздушного права, а рассматриваются в качестве «технической документации», будучи закрепленными в национальных законодательных и подзаконных актах, многие положения руководств становятся нормами внутреннего права.

Вывод:

Основными источниками международного воздушного права, как и международного права в целом, являются международный договор и международный обычай.

Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г., Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г., Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д. Основным внутригосударственным источником данной отрасли международного права является Воздушный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 19 марта 1997 г.