Введение

Тема 8. Дипломатическое и консульское право

При изучении истории развития международного права можно выделить две области, которые достаточно четко проявились еще в прошлые века, и стали в международных отношениях второй половины первого тысячелетия до нашей эры ведущими. Это было посольское право и право войны.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства. Посольства чаще всего носили единовременный характер и преследовали конкретные цели. Правда, в отношениях с Персией имели место исключения: круг вопросов, относимых к компетенции послов, специально не устанавливался, и время их пребывания оказывалось весьма продолжительным. Вероятно, в таких случаях можно говорить о квази постоянных представительствах.

В качестве посла мог быть избран один человек, но чаще всего (особенно в тех полисах, где существовали демократические формы правления), это были коллегии из нескольких лиц. Переговоры велись послами совместно, но истории известны достаточно многочисленные случаи, когда из-за разногласий между послами они осуществляли переговоры независимо друг от друга и даже во вред один другому.

Во время исполнения своей миссии послы пользовались неприкосновенностью. Это была общепризнанная норма, нарушение которой считалось недопустимым. И рассматривалась как крайне враждебный акт.[7]

Государство, посол которого подвергся нападению или был оскорблен, могло требовать выдачи виновных. Вместе с тем послы пользовались рядом почетных знаков внимания: они удостаивались торжественных приемов и обедов, получали почетные места во время процессий и зрелищ, при совершении религиозных обрядов и так далее. Их торжественно представляли Народному собранию.

В Индии достаточно широкое развитие получили нормы посольского права. Различались три основные ранга дипломатических агентов: полномочные послы, послы, имеющие ограниченные полномочия, передающие послания.

Все они пользовались личной неприкосновенностью: Пускай мечи обнажены, пусть родичи лежат в крови, пусть речи бранные звучат - нельзя посланца убивать. (Панчатанта). Могли иметь при себе деньги, дорожные вещи, изделия своей страны, которые не облагались налогом. Получившему признание послу предоставлялось право сношения со своим государством. Заключенные им договоры подлежали последующей ратификации. Исполнение договоров обеспечивалось посредством обмена заложниками, клятвами и поручительством, а также браками.

Римляне всегда полагали, что ведение внешних сношений составляет прерогативу лиц и государственных органов, обладающих высшей властью, то есть, имевших так называемый империум.

Римляне безусловно признавали и неуклонно осуществляли принцип дип-ломатической неприкосновенности. Образцом в этом отношении считалось неуклонное поведение Сципиона Африканского, отказавшегося нарушить иммунитет карфагенских послов в ответ на их враждебные действия по отношению к послам Рима.[8] Ведь послы, по глубокому убеждению римлян, находились под охраной богов. Конечно, были случаи, когда эти правила нарушались.

Чтобы оградить послов от насилия, римляне издали декрет, запрещавший привлекать их к суду за долги, сделанные до прибытия в Рим. Но зато, им запрещалось занимать в Риме деньги во время исполнения должности (закон Габиния. 97 г. до н.э.).[9] Памятники древнерусской письменности не дают сведений о существовании особого учреждения, ведавшего внешними сношениями. В Древней Руси вопросы внешней политики и внутреннего управления решал князь при участии дружины; функции государственного аппарата осуществляли должностные лица центральной дворцовой администрации: князь, посадники, тиуны, данники, мытники и так далее. Это был прототип будущей Боярской думы.

К концу XV в., объединив в единое целое северо-восточные земли Руси, освободившись от монголо-татарского ига, молодое Российское государство начинает играть самостоятельную роль в международной политике.

В процессе создания Российского централизованного государства появляются общегосударственные эмблемы, символизирующие территориальную целостность бывших княжеств, объединенных под властью московского князя, а также могущество и суверенитет нового государства. Для российской дипломатии открывалось широкое поле деятельности. Ее возросшая активность требовала создания единого учреждения, ведавшего внешними делами, с ограниченным кругом доверенных лиц, специализирующихся только на дипломатической службе.

Создание такого учреждения облегчалось тем, что уже в конце XV в. существовала развитая иерархия чиновников, занимавшихся внешними делами (посольские дьяки, их помощники, подьячие), появился особый тип внешнеполитической документации, складывались правила посольской службы, посольский церемониал, специальный дипломатический язык.

Образование Посольского приказа - специального учреждения, ведавшего внешними сношениями, происходило одновременно с формированием другого ведомственного аппарата Российского централизованного государства.

Особое место в деятельности Посольского приказа занимала организация посольства за рубежом. До начала XVIII столетия Русь не имела за границей постоянного дипломатического представительства, хотя отдельные непродолжительные попытки были (Швеция - 1666 г., Дания - 1672 г., Польша - 1673 г., Голландия - 1678 г.).

Посольства посылались по мере надобности (для заключения мира, избрания на престол, торговых связей). Дипломатический статус посольства зависел от важности и характера предстоящей миссии. В XVI-XVIII вв. существовали великие послы, легкие послы, посланники, гонцы, посланцы и посланные.[10]

Для утверждения престижа Российского государства представители всех дипломатических рангов должны были добиться приема у монарха и главы правительства и категорически отказывались вступать в переговоры с советниками.

Во время своего пребывания за границей послы содержались за счет государства, на территории которого они находились. Их материальное обеспечение в России состояло из денежного жалования, натуральных выдач и поместных окладов. размер денежного и поместного жалования устанавливался исходя из предыдущей дипломатической практики.

По мере того как жизненные интересы Российского государства определяли направления внешней политики, и правительство вырабатывало стратегию их осуществления, русская посольская служба утверждала свои дипломатические атрибуты: учреждения, штат, этикет, формы обмена информацией, документацию и даже язык. К началу XVI в. унифицируются формы ведения международных переговоров и связанное с ним делопроизводство.

Таким образом, главной задачей русской дипломатии XVI-XVIII вв. были контроль, наблюдение за сношениями с иностранными государствами, присоединение новых территорий и собирание Российской Державы.

Небольшой по численности штат Посольского приказа неустанно поддерживал отношения почти с тремя десятками стран. Непрофессиональные дипломаты собирали военную, экономическую, политическую и культурную информацию о странах Европы и Азии, которые сохранились за 200 лет почти в восьмистах посольских книгах. Фактически, служащие приказа заложили основы и принципы российской дипломатии, и оставалось лишь их совершенствовать и дополнять.