Международная уголовная ответственность физических лиц

Новым важным институтом современного международного права является уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений. Исходным пунктом для зарождения этого института была идея преступной войны.

В период между первой и второй мировыми войнами сложились нормы международного права, согласно которым агрессивная война представляет собой международное преступление и, следовательно, влечет международную ответственность.

Нормы международного права, предусматривающие ответственность за нарушение законов и обычаев войны сложилась еще ранее. Первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом Вторым, однако, после войны он бежал в Нидерланды. Правительство этой страны отказалось его выдать.

Державы антигитлеровской коалиции, формулируя уголовную ответственность военных преступников европейских стран оси, опирались при этом уже на вышеуказанные нормы и дали им дальнейшее развитие.

Во время второй мировой войны и после ее окончания государства приняли ряд международно-правовых актов о наказании военных преступников.

Международная уголовная ответственность физических лиц за международные преступления наступает при условии, что преступные деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государств.

Многие современные авторы справедливо полагают, что в настоящее время уже сформировалась новейшая отрасль международного права – международное уголовное право, представляющее собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Однако, как отмечает профессор Лукашук И.И., утверждение международного уголовного права идет с большим трудом. Не только руководители государств, но и доктрина международного права воспринимает его без особой готовности. Одной из наиболее консервативных в этом плане оказалась отечественная доктрина, опасавшаяся того, что признание международного уголовного права нанесет ущерб государственному суверенитету. Справедливости ради, следует отметить, что данная проблема рассматривалась российскими юристами еще в конце 19 в., так Н.М.Коркунов в работе “Опыт конструкции международного уголовного права” обосновал необходимость его совершенствования. Ф.Ф.Мартенс посвятил этой отрасли целую главу в своем знаменитом учебнике “Современное международное право цивилизованных народов”. Грабарь В.З. в работе “Материалы к истории международного права в России (1647 – 1917)” пришел к выводу, что “международное уголовное право содержит начала и нормы уголовного права, направленные на борьбу с преступлениями, посягающими на блага всех государств или определенной части их” и др.

Из числа современных отечественных ученых, исследовавших многие аспекты международного уголовного права, следует отметить таких как А.И.Бастрыкина, К.А.Бекяшев, Л.Н.Галенская, И.И.Карпец, И.И.Лукашук, Е.Г.Ляхов, Ю.А.Решетов и др. Особая роль принадлежит казанской школе международного права, основанной профессором Д.И.Фельдманом.

Сегодня представляется общепризнанным подход к международному уголовному праву как к складывающейся отрасли международного публичного права.

Источниками международного уголовного права являются:

Московская декларация правительств СССР, США, Великобритании об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства от 30 октября 1943 г.

Она заявляла, что “немцы, которые принимали участие в массовых расстрелах…, в истреблении населения… должны знать, что они будут отправлены обратно в места их преступлений и будут судимы народами, над которыми они совершали насилия.

Союзные державы, наверняка, найдут даже на краю света и передадут в руки их обвинителей с тем, чтобы могло совершиться правосудие”.

В ней отмечалось также, что “Эта декларация не затрагивает вопросов о главных преступниках, преступления которых не связаны с определенным географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств союзников”.

Лондонское соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и временным правительством Французской республики “О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси” от 8 августа 1945 г., в котором союзные правительства постановили

Ст.1. “Учредить…Международный Военный Трибунал для суда над военными преступниками, преступления которых не связаны с определенным географическим местом, независимо от того, будут ли они обвиняться индивидуально или в качестве членов организаций или групп”.

Ст.3. “Каждая из сторон предпринимает необходимые меры, чтобы предоставить для расследования обвинений и суда главных военных преступников, содержащихся у них под стражей и подлежащих суду Международного Военного Трибунала”.

Устав Международного Военного Трибунала в Нюрнберге – является неотъемлемой частью Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г.

Ст.1 гласит, что трибунал учреждается “…для справедливого и быстрого суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси”.

Устав Международного Военного Трибунала в Токио 1946 г.

Приговоры этих трибуналов.

Что касается перечня международных преступлений, влекущих наряду с ответственностью государств международную уголовную ответственность физических лиц, то Устав Международного Военного Трибунала предусматривает 3 категории таких преступлений:

Преступления против мира (преступления агрессии);

Военные преступления;

Преступления против человечности.

С тех пор перечень таких преступлений расширился. К ним, бесспорно, относятся:

Преступления геноцида;

Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. устанавливает, что геноцид нарушает нормы международного права и договаривающиеся стороны обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение.

Ст.6 данной конвенции говорит о том, что “лица, обвиняемые в совершении геноцида…, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда”.

Устав Международного Трибунала по Югославии 1993 г.

Устав Международного Уголовного Трибунала по Руанде 1994 г.

Статут Международного уголовного суда ООН от 17 июля 1998 г.

Следует отметить, что на сегодняшний день нет кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Хотя на сессиях ГА ООН неоднократно обсуждался его проект. Первоначальный вариант был подготовлен Комиссией международного права и представлен ГА еще в 1954 г., но по ряду причин не был принят.

В 1996 г. Комиссия международного права ООН приняла третий по счету проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Он состоит из двух частей и 20 статей. Общие положения (ст.1 – 15) определяют сферу действия Кодекса, принцип личной ответственности физических лиц, соучастие, ответственность государств, понятие преступного приказа, а также вопросы уголовного процесса и назначения наказаний.

В ст.ст. 15 –20 устанавливается международная уголовная ответственность за акты агрессии, геноцида, преступления против человечества, преступления против персонала ООН и военные преступления.

Что касается процессуальных норм, то из договорных источников основания ответственности физических лиц за международные преступления следует прежде всего указать на:

Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.

Резолюцию ГА ООН 3074 “Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях против человечества”.

Юридически основанием ответственности физических лиц за международные преступления может быть и национальное уголовное законодательство, если оно соответствует международному праву.

 

Территориальное действие норм о международных преступлениях. Традиционно осуществление внутригосударственными судами юрисдикции в отношении уголовных преступлений покоится на некоторых принципах, главнейшими из которых являются принципы территориальности и гражданства.

Всеобщее признание получил принцип, согласно которому юрисдикция принадлежит судам того места, где совершено преступление – принцип территориальности. С другой стороны, суверенитет государства находит свое выражение и в принципе активного гражданства, который признается как основа осуществления юрисдикции в отношении экстерриториальных действий. Параллельное функционирование этих принципов часто приводит к юрисдикционным коллизиям.

Особый интерес представляет принцип универсальности, допускающий юрисдикцию в отношении не граждан, в соответствии с которым любое государство международного сообщества имеет право выступать против международных преступлений, где бы они ни совершались.

Характеризуя принцип универсальности, можно выделить две его стороны: предмет и субъект.

Что касается предмета, то принцип универсальности, как правило, применяется к международным преступлениям, определенным в многосторонних конвенциях, которые государства-участники обязуются пресекать. Лица, совершившие их, подлежат наказанию, независимо от места совершения этих преступлений. Он в равной мере применяется к гражданам другого государства, апатридам, лицам без постоянного места жительства.

Согласно вышеуказанного следует, что международная уголовная ответственность физических лиц может осуществляться в следующих формах:

государства могут сами судить таких преступников в соответствии со своим уголовным законодательством;

в отдельных случаях государства путем заключения международного договора могут создавать международный уголовный суд.

рассмотрение дела Международным Уголовным Судом ООН.

Так, например, с 20 ноября 1945 г. по 10 октября 1946 г. в Нюрнберге состоялся судебный процесс над группой главных немецких военных преступников. Судил их Международный Военный Трибунал.

Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками как бы венчал собой победу над фашизмом. Это был поистине международный процесс – Трибунал выражал волю не только народов 23 стран, подписавших Лондонское соглашение или присоединившихся к нему, но и всего прогрессивного человечества. Во имя мира и справедливости на Земле оно требовало сурово покарать нацистских главарей, заклеймить фашизм; покончить с мракобесием и агрессией.

В соответствии с Лондонским соглашением Трибунал был сформирован на паритетных началах из представителей четырех великих держав. Членами Трибунала были назначены:

От СССР – заместитель председателя Верховного Суда СССР генерал-майор юстиции Никитченко И.Т.;

От США – бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл;

От Великобритании – главный судья лорд Дж. Лоренс;

От Франции – профессор уголовного права А. Доннедье де Вабр.

Для кворума необходимо было присутствие всех четырех членов трибунала. Решение принималось большинством голосов. При разделении голосов поровну, голос председательствующего давал перевес. Для вынесения обвинительного приговора необходимо было квалифицированное большинство – голоса трех членов.

Члены трибунала не могли быть отведены обвинителями, подсудимыми или защитой.

Каждая из четырех стран направила на процесс своих главных обвинителей, их заместителей и помощников.

Советскую делегацию возглавил Р.А.Руденко, занимавший в то время пост генерального прокурора УССР.

Главным обвинителем от США являлся член Верховного суда Р.Джексон, от Великобритании – генеральный прокурор Х.Шоукросс.

Французским главным обвинителем являлся министр юстиции Ф.Де Ментон.

Состоялось 403 открытых судебных заседания, где было допрошено 116 свидетелей и рассмотрено 143 письменных свидетельских показания, а также тысячи официальных документов из правительственных архивов.

Подсудимые, представшие перед Международным Военным Трибуналом, обвинялись:

в том, что, преследуя цель установления мирового господства Германии, планировали, готовили и развязывали агрессивные войны, то есть в преступлениях против мира;

в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных территорий, угоне гражданского населения в Германию на принудительные работы, убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности, бесчисленных разорениях, неоправданных военной необходимостью, то есть в военных преступлениях;

в массовом истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершенных в отношении гражданского населения по политическим, расовым и религиозным мотивам, то есть в преступлениях против человечности.

Германский фашизм представлял собой систему организованного государственного бандитизма, которая могла функционировать лишь при помощи сотен вспомогательных преступных организаций. В “Коричневой империи” действовали такие наделенные огромной властью организации, осуществлявшие террор, насилие, злодеяния, как охранные отряды национал социалистической партии (СС), служба безопасности национал социалистической партии (СД), государственная тайная полиция (гестапо), штурмовые отряды национал социалистической партии (СА) и др.

Суду Международного Военного Трибунала были переданы руководящий состав национал социалистической партии, гестапо, СД, СС, СА, правительственный кабинет, генеральный штаб и верховное командование.

Судебный процесс проходил над 25 главными военными преступниками.

На скамье подсудимых оказалась почти вся нацистская правящая клика за исключением Гитлера, Геббельса, Гиммлера, покончивших жизнь самоубийством, разбитого параличом Круппа, дело которого было выделено и приостановлено, исчезнувшего и судимого заочно Бормана, Лея, повесившегося в камере нюрнбергской тюрьмы после ознакомления с обвинительным приговором.

1 октября на последнем 403 заседании председателем Трибунала был объявлен приговор каждому обвиняемому в отдельности.

Суд народов приговорил:

К смертной казни через повешение главных военных преступников: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кайтенбрунера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заунеля, Зейс-Инкварта, Иодля, а также Бормана, дело которого было рассмотрено заочно.

К пожизненному тюремному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер.

К различным срокам тюремного заключения были приговорены Дениц – к 10 годам, Ширах и Шнеер – к 20 годам, Нейрат – к 15 годам.

По суду большинства голосов оправданы: Шахт, Папен, Фриче.

Трибунал признал преступным руководящий состав национал социалистической партии, СС, СД, гестапо. Однако он не признал преступной организацию СА, хотя и констатировал в своем приговоре, что “СА представляет собой группу, состоящую большей частью из негодяев и головорезов”, что “некоторые части СА использовались для совершения военных преступлений и преступлений против человечности”.

Трибунал не признал также преступными организациями гитлеровское правительство, верховное командование и генеральный штаб, указав, что члены этих организаций могут быть привлечены к уголовной ответственности в индивидуальном порядке.

На заседаниях Контрольного совета, проходивших 9 и 10 октября 1946 года в Берлине, ходатайства осужденных о помиловании были отклонены. В ночь на 16 октября 1946 года на территории нюрнбергской каторжной тюрьмы приговор в отношении главных немецких преступников был приведен в исполнение. Трупы казненных фашистских главарей были перевезены в Мюнхен и там сожжены, а их прах рассеян с самолета где-то в Баварии. Осужденные к лишению свободы были этапированы в тюрьму Шпандау, где караул несли солдаты четырех союзных держав.

Международный Военный Трибунал в Токио, заседавший с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. в составе 11 судей (от СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австрии, Канады, Новой Зеландии, Голландии, Индии, Филиппин), признал главных японских военных преступников виновными в том, что они:

планировали и вели агрессивные войны против других стран;

грубо нарушали международное право, договоры и соглашения;

в широком масштабе совершали военные преступления и преступления против человечности.

Он приговорил семерых подсудимых к смертной казне через повешение, шестнадцать – к пожизненному заключению и двух – к различным срокам лишения свободы.

Прошло более полувека после учреждения послевоенных трибуналов. И государства решили вновь создать уголовные трибуналы. Причиной этого явилось обеспокоенность международного сообщества ростом массовых преступлений во время так называемых “этнических чисток” (а по существу геноцида) в различных регионах мира, особенно в Югославии.

В октябре 1992 г. СБ ООН учредил Комиссию по расследованию преступлений в бывшей Югославии, в феврале 1993 г. принял решение об учреждении Международного Трибунала, а в мае 1993 г. при поддержке представителя России официально утвердил его создание. Официально он называется “Международный Трибунал для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии, начиная с 1991 г.”.

ГА ООН 15 – 17 сентября 1993 г. избрала 11 членов Международного Трибунала (от Австралии, Египта, Китая, Италии, Малайзии, Нигерии, Пакистана, США) и главного обвинителя (генерального прокурора Венесуэлы). 17 ноября 1993 г. в Гааге во Дворце Мира состоялось первое учредительное заседание. В 1996 г. были выданы ордера на арест боснийских лидеров Караджича и Младича.

8 ноября 1994 г. СБ ООН принял решение об учреждении “Международного уголовного трибунала для преследования лиц, виновных в геноциде и иных серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории Руанды, и руандийских граждан, виновных в геноциде и иных подобных преступлениях, на территории соседних государств в период между 1 января 1994 г. и 31 декабря 1994 г.”.

Трибунал состоит: из камер – две судебные и одна апелляционная; прокурора и секретаря. Каждая судебная камера состоит из трех судей, а апелляционная – из пяти (всего 11). В целях экономии средств апелляционная камера трибунала для Югославии служит такой же камерой трибунала для Руанды.

Кандидаты в судьи предлагаются государством и по представлению Совета Безопасности, избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет; они могут быть переизбраны на новый срок. Кандидаты в судьи должны обладать необходимым опытом и знаниями в области уголовного, международного права, включая гуманитарное право и права человека, не говоря о знании одного из рабочих языков, которыми являются английский и французский. Судьи сами принимают правила процедуры, то есть по существу процессуальный кодекс.

Прокурор действует независимо, как самостоятельный орган трибунала. По представлению Генерального секретаря ООН он назначается Советом Безопасности на четыре года. Прокурор для Югославии является также прокурором для Руанды. Он в праве начинать расследование по собственной инициативе или на основании информации, полученной от правительств, органов ООН, межправительственных и даже неправительственных организаций. При проведении расследования государства должны оказывать содействие прокурору. Обвинительное заключение утверждается судебной камерой. После этого издается ордер на арест или приказ о заключении под стражу.

Обвиняемому обеспечиваются права в соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах. Трибунал принимает меры для защиты пострадавших и свидетелей.

Единственной мерой наказания является тюремное заключение. Может быть также принято решение о конфискации имущества и возвращении законным владельцам собственности, добытой преступным путем. Тюремное заключение отбывается в государстве, определяемом трибуналом на основе списка государств, давших на это согласие.

Уставы трибуналов обязывают государства оказывать помощь, включая розыск и опознание, снятие показаний и выявление доказательств, арест, задержание, передачу обвиняемого трибуналу.

Международный уголовный суд ООН. По требованию Генеральной Ассамблеи Комиссия международного права ООН многие годы работала над Статутом Международного Уголовного Суда.

В 1992 г. эта работа была закончена и проект Статута Международного Уголовного Суда был передан ГА ООН. Однако не все государства поддержали идею создания такого суда, считая его орудием вмешательства во внутренние дела. Это давало основание некоторым авторам предполагать, что Международный Уголовный Суд – дело следующего столетия.

Вопреки мнениям скептиков международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме одобрила Статут Международного Уголовного Суда ООН.

Согласно Статута задача суда состоит в том, чтобы содействовать сотрудничеству во имя пресечения наиболее тяжких преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества. Суд не подменяет, а дополняет национальные системы правосудия в тех случаях, когда они могут оказаться неэффективными.

Суд является самостоятельным органом. Его отношения с ООН регулируются специальным соглашением.

Суд состоит из следующих органов:

Президиум;

Апелляционное отделение, Судебное отделение, Отделение предварительного производства;

Канцелярия прокурора;

Секретариат.

Судьи в количестве 18 человек избираются на Ассамблее государств-участников путем тайного голосования сроком на 9 лет и не имеют права на переизбрание. Они должны обладать высокими моральными качествами, быть беспристрастными и независимыми.

При формировании состава Суда государства-участники закрепили необходимость:

представительства основных правовых систем мира;

справедливости географического представительства;

справедливости представительства в Суде судей женского и мужского пола.

В составе суда не может быть двух граждан одного и того же государства.

Президиум Суда образуют Председатель, первый и второй вице-председатели, которые избираются абсолютным большинством голосом судей. Президиум Суда несет ответственность за надлежащее управление делами Суда, за исключением Канцелярии Прокурора.

Апелляционное отделение состоит из Председателя и четырех судей, Судебное отделение – не менее чем из шести судей, а Отделение предварительного производства – не менее чем из шести судей.

Канцелярия Прокурора действует независимо как отдельный орган Суда.

Она отвечает за 1) получение передаваемых ситуаций и любой обоснованной информации о преступлениях, подпадающих под юрисдикцию Суда; 2) за их изучение и осуществление расследований и уголовного преследования в Суде.

Канцелярию возглавляется Прокурором. Прокурору оказывают помощь один или несколько заместителей Прокурора, которые правомочны совершать любые действия, которые должен совершать Прокурор в соответствии со Статутом Суда.

Прокурор избирается путем тайного голосования абсолютным большинством голосов членов Ассамблеи государств-участников. Заместители Прокурора избираются в таком же порядке из списка кандидатур, представленного Прокурором. Прокурор и его заместители избираются на срок в 9 лет и не могут быть переизбраны.

Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживание Суда. Он возглавляется Секретарем, который является главным административным должностным лицом Суда и осуществляет свои функции под руководством Председателя Суда. Судьи избирают Секретаря абсолютным большинством голосов тайным голосованием сроком на 5 лет. Допускается возможность повторного переизбрания.

Секретарь учреждает в структуре Секретариата Группу по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям, с соглашения Президиума и Прокурора предлагает Положения о персонале, которые одобряются Ассамблеей государств-участников.

В соответствии со ст. 52 Статута судьи абсолютным большинством голосов принимают Регламент Суда, необходимый для обеспечения его повседневного функционирования.

Ст. 5 Статута Суда гласит, что “В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

Преступления геноцида;

Преступления против человечности;

Военные преступления;

Преступления агрессии.

Ст. 6-8 дают перечень деяний, образующих составы данных преступлений. Государство, которое становится участником данного Статута, признает тем самым юрисдикцию Суда в отношении преступлений, указанных в ст.5.

Согласно ст. 77 Статута Суд может назначить одну из следующих мер наказания:

Лишение свободы на срок до 30 лет;

Пожизненное лишение свободы;

Штраф;

Конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления.

Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определенном Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Несение наказания в виде лишения свободы осуществляется под надзором Суда и должно соответствовать широко признанным международным договорным стандартам обращения с заключенными.

 

Вывод:

Становление международного уголовного права как отрасли международного публичного права – свидетельство наступления периода зрелости международного права. Нарушение последнего совершается по воле конкретных лиц и поэтому установление их уголовной ответственности за такие правонарушения необходимо для обеспечения международного мира и правопорядка.

Существовало, да и продолжает существовать, парадоксальное положение. Решения о совершении международных преступлений принимаются власть имущими, а бремя ответственности ложится на государство в целом, на его население. От санкции международного сообщества в отношении государства- правонарушителя страдают не руководители, а народ. Вспомним хотя бы о санкциях в отношении Ирака и Югославии.

Выход из подобной ситуации, представляющей угрозу миру и правопорядку, видится в международном уголовном праве, благодаря которому уголовному преследованию подлежат руководители и должностные лица государства, несущие персональную ответственность за совершение преступлений против мира и человечества.

Заключение

Ответственность – сложное и многогранное явление. Она порождается международным правонарушением.

В литературе и практике утвердилась практика деления международных правонарушений на международные деликты и преступления. К числу международных преступлений относятся нарушения обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов мирового сообщества, что последнее квалифицирует их как особо опасные и тяжкие.

Правонарушения, не относящиеся к категории преступлений, являются деликтами.

Ответственность за совершение международных правонарушений лежит на государстве в целом. Оно несет ответственность не только за действия своих органов и должностных лиц, но и за деятельность физических и юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией. Обязанность государства обеспечить реализацию норм международного права всеми его органами является общепризнанной.

Поведение физических и юридических лиц, необходимое для выполнения государством своих обязательств по международному праву, обеспечивается им при помощи национальных средств.

За действия, ведущие к нарушению норм международного права, физические и юридические лица несут ответственность по национальному праву. В особом положении находятся преступления против мира и человечности, а также военные преступления, ответственность за которые может быть реализована приговором международного трибунала.

Следует иметь в виду, что ответственность не включает меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность, состоящую в обязанности восстановить разрушенное.

И лишь в случае нежелания, отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность, ответственность за нежелание восстановить разрушенное. Как правило, лишь наступление вторичной ответственности дает основание пострадавшей стороне применить контрмеры, но и в этом, в отличие от ответственности, нет автоматизма, все зависит от воли пострадавшего.

Исследуя проблему ответственности, многие авторы отмечают тенденцию к ограничению возможности прибегать к мерам принуждения в случае менее серьезных правонарушений. Следует сначала предъявить претензию правонарушителю, постараться уладить спор мирными средствами и лишь в случае безрезультативности мер прибегать к контрмерам. Разумеется, это не касается особых случаев, когда необходимо применение контрмер, например, в случае самообороны.