Общее устройство электрооборудования автомобиля
Учебный вопрос № 1.
Введение
Боеготовность воинских частей и подразделений ВС РФ в значительной мере зависит от технического состояния военной автомобильной техники.
Эксплуатационная надежность, экономичность, активная безопасность автомобиля в значительной степени определяются работой его электрооборудования. Электрооборудование современного автомобиля представляет собой сложную систему, включающую до ста и более изделий, а протяженность электрической проводки в целом достигает 800-1000 метров. В последние годы расширяется применение электронных приборов и систем на автомобиле. Пуск двигателя, зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя, осуществление контроля работы отдельных агрегатов и узлов, а также автомобиля в целом – это неполный перечень функций электрического и электронного оборудования.
Усложнение электрооборудования автомобилей имеет и отрицательную сторону, связанную с увеличением числа отказов. В современном автомобиле уже более 30% отказов приходится на электрооборудование.
Сегодня начинаем изучать электрооборудование автомобиля. Знание устройства электрооборудования поможет грамотно эксплуатировать автомобиль.
Электрооборудование автомобиля представляет собой сложный комплекс электротехнических устройств и приборов, объединенных в электрическую систему и предназначенных для обеспечения рабочих процессов автомобиля, безопасности движения, его живучести и эффективности боевой работы, а также выполнения эргономических требований.
Исходя из выполняемых функций, электрооборудование автомобиля подразделяется на следующие системы:
- Система электроснабжения
- Система электропуска
- Система зажигания
- Система наружного и внутреннего освещения
- Система световой сигнализации
- Система звуковой сигнализации
- Система отопления и вентиляции
- Система контрольно-измерительных приборов
- Система стеклоочистки
- Система дополнительного электрооборудования.
Отрицательные выводы источников и потребителей тока соединены с корпусом автомобиля. Причем отрицательный вывод аккумуляторных батарей соединен с корпусом автомобиля через выключатель, поэтому все приемники электроэнергии работают только при включенном выключателе аккумуляторных батарей («массы»). Однопроводная схема позволяет уменьшить число проводов и значительно упрощает монтаж и демонтаж приборов электрооборудования. Отрицательные выводы некоторых потребителей соединены с корпусом автомобиля отдельным проводом.
Номинальное напряжение бортовой сети для автомобилей КамАЗ и Урал с дизельным двигателем 24В, что обеспечивается последовательным включением двух батарей типа 6СТ-190, имеющих высокие энергетические показатели.
Повышение напряжения позволяет получить большую мощность электродвигателя стартера при меньших размерах. У автомобилей с бензиновым двигателем номинальное напряжение бортовой сети 12 В.
Рис. 1. Элементы электрооборудования автомобиля
Выводы по вопросу.