Международное право в средние века

Агония Римской империи, растянувшаяся более чем на столетие, не могла не сказаться на международном праве. Всё чаше варварские племена и государства не только выступали в качестве равных партнёров Рима, но и диктовали ему свои условия. Восточная Римская Империя, а затем и Византия еще в течение нескольких веков оставались одними из наиболее могущественных государств Средиземноморья, но их международно-правовое положение становилось все более сложным. Варварские государства и Персидская держава, а затем мусульманские государства всё чаще одерживали победу и диктовали свои условия. От Рима зависело всё ещё множество мелких государств, городов и отдельных поселений. Они поставляли войска и охраняли государственные границы.

Нормы международного права, выработанные в предшествующие столетия, действовали и в дальнейшем. Первые варварские государства широко пользовались наследием, которое им доставалось от Рима. Но постепенно появляются новации, связанные главным образом с национальными и религиозными причинами. Такими как широкое распространение христианства, буддизма, мусульманства, идеями богоизбранности своего народа.

Переход от международного права античности к международному праву средних веков занял ряд столетий. Этот вопрос еще требует своего детального изучения, но предположительно можно уже сейчас сказать, что он охватил в Западной Европе весь период раннего средневековья.

Отличительными чертами этого периода являлись:

1) регионализм;

2) преобладание обычных норм над договорными;

3) значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.

Первые века феодализма отмечены многочисленными устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные (от 1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны. В плане международно-правовом, помимо окончательного распада Римской Империи и разделения христианских церквей на Западную и Восточную Европу, важную роль сыграл Верденский договор (843 г. до н.э.) по которому государство Карла Великого было разделено между наследниками, коронование Оттона римским императором (962 г.) и превращение папы, избираемого кардиналами (1059 г.) в самостоятельного государя. В этот период, с Х в., начинает играть важную роль Киевская Русь. Начиная со своего образования в IX в., Киевская Русь поддерживала активные связи с Византией. Заключались мирные и союзные договоры. При помощи договоров решался сложный вопрос о статусе русских дипломатов и купцов во время пребывания в Византии. Договоры скреплялись религиозной клятвой. Русы клялись Перуном и Велесом, “скотьим богом”. Представители Византии по христианскому обычаю целовали крест.

Русь использовала такую форму закрепления связей с другими государствами, как династические браки. Киевские княжны выходили замуж за королей Венгрии и Норвегии. Дочь Ярослава Анна вступила в брак с королем Франции Генрихом I, а сам Ярослав был женат на дочери шведского короля.

Отличался рядом особенностей правовой режим иностранцев на Руси. “Русская правда”, в принципе, предоставляла им тот же режим, что и русским. Принятие христианства Киевской Русью сыграло свою роль в усвоении накопленного Византией опыта.

Вплоть до ХIII в. международно-правовые отношения Западной и Восточной Европы носили интенсивный характер.

Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации - рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).

Во времена феодальной раздробленности равенства между субъектами не было. Верховным светским главой всех христианских народов и государств признавался римский император. Только римский первосвященник мог претендовать на равенство с ним. Все остальные государи считались вассалами императора.

Наряду со светским, в качестве субъектов международного права признавались и религиозные - в первую очередь римский первосвященник. Папа и многие прелаты были одновременно и светскими владыками. Именно это делало их субъектами международного права. Само государство рассматривалось как собственность государя. Владение землей порождало множество публичных прав. Во времена феодальной раздробленности многие феодалы самостоятельно вели дипломатические отношения. Но экономическое развитие и политическая обстановка потребовали централизации власти. Частные войны были запрещены. К ХIII в. сложилось понимание основных прав самостоятельных субъектов международного права. Ими признавались: право самостоятельного ведения внешних сношений и заключения договоров; территориальное верховенство; право объявления войны и заключения мира.

Средневековая Европа восприняла нормы Древнего мира. Это определялось влиянием императорского Рима. Вопросы правового положения послов начали включаться в договоры. В ХII-ХIII вв. оскорбление посла стало рассматриваться как нарушение "прав народов" и как посягательство на людей, состоящих под особым покровительством церкви. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: “Посол лик государя носит и речи его говорит”. Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными.

Дипломатические миссии носили единовременный, периодический характер. Постоянные посольства в Западной Европе появились в XV в. (венецианский консул в Неаполе).

С ХIII в. североитальянские города играли заметную роль в развитии дипломатии и норм посольского права. Многие из этих государств были республиками. Поэтому сложился обычай избирать послов. Срок их полномочий был ограничен. В дальнейшем при централизации государств разрабатывается институт личной неприкосновенности и экстерриториальности помещений. Государство страны пребывания принимает на себя охрану дипломатических миссий в полном объеме. Члены посольства освобождаются от таможенного досмотра и уплаты пошлин. Но в это время неподсудность послов и их полное изъятие из сферы местного правосудия не получило четкого выражения.

Развивается институт консульского права. Консулы возникли из самодеятельных организаций купцов и мореплавателей. Им предшествовали возникшие в Средиземноморье в Х в., а затем в приморских городах на севере Европы торговые суды, а также избранные должностные лица, носившие звание консулов. Они действовали с согласия местных властей. В XI-ХII вв. итальянские республики стали образовывать свои поселения в Восточном Средиземноморье. Там возникли целые поселения. Они получали от своих государей право автономного управления и суда среди своих сограждан. Так появились первые консулы. В ХIII-ХIV вв. консульский институт получил широкое распространение по всей Европе, что приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.

Развивалось в средние века и договорное право. Длительное время преобладали договоры о мире и союзе, но постепенно предметом соглашений становится брак, дарение, завещание, усыновление (как форма передачи трона, особенно в эпоху раннего феодализма), покровительство. Растет и число договоров о территориальных изменениях и режиме территории, о плавании по рекам и мореплавании. С XI в. начали заключаться договоры о "союзах в торговых целях". Постепенно формируется оговорка о наибольшем благоприятствовании. Средствами обеспечения договоров были клятвы, затем прибавилось скрепление договора личной печатью. Другой формой обеспечения договоров был залог людей, ценностей или территории. Средние века знали и институт гарантии договоров со стороны третьих лиц. В качестве гарантов выступали германский император или римский папа.

Чтобы упорядочить положение иностранцев постепенно начали заключаться договора о положении иностранцев, соответствующие статьи стали вноситься в политические соглашения. Стало смягчаться и внутреннее законодательство.

К эпохе средних веков относится и формирование понятий исторических морей и заливов, а также территориального моря. Относительно территориального моря сложилась обычная норма ставшая надолго общепризнанной и получившая договорное закрепление, согласно которому ширина территориальных вод (моря) составляет 3 морских мили (так называемое право пушечного выстрела). Она основывалась на мнение, что власть государства кончается там, где кончается сила оружия. Впервые этот термин применен в конце XIV века в договоре новгородцев с Норвегией от З июня 1326 г.

Дальнейшее развитие получили нормы права войны. Участниками войны считались все взрослые (обычно с 14 лет) мужчины. В мусульманских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны той эпохи оставались по-прежнему суровыми. На основе их не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, города и селения подвергались разграблениям.

В средние века государства стали стремиться разрешить споры мирным путём. Важнейшими средствами оказались третейские суды и арбитраж. Наряду с третейскими судами средние века знало и другие международно-правовые средства мирного разрешения споров - посредничество, дипломатические переговоры, обращение к общественному мнению, жребий.

В средние века война считалась проявлением Божьего суда. Война - это спор о праве, в котором применение силы признавалось в качестве одного из судебных доказательств.

В этот период возникает проблема обоснования справедливости воины. Основанием войны может быть возврат законной собственности, либо защита отечества.

Хотя режим нейтралитета и был явлением редким, но уже тогда заметны были более строгие права и обязанности нейтральных государств, а также и их гарантии в этом.

В XIV-XV вв. заключен ряд договоров, содержащих соответствующие постановления. Смысл нейтралитета заключался первоначально в одностороннем отказе от помощи воюющим сторонам и лишь постепенно стал включать в себя обязательства не только со стороны субъекта нейтралитета, но и воюющих не нападать и не нарушать провозглашенного нейтралитета. Нейтралитет не запрещал права прохода и даже пребывания на территории не участвующей в войне стороны войск её участников.

XVI в. - международное право вступает в период своего окончательного отделения от философии, богословия и других отраслей права. Именно в середине этого века вышел ряд фундаментальных работ, носивших обобщающий характер и специально посвященных “праву народов”. На первое место среди них следует поставить книги Франциска Витториа (1480 - 1546 г.) - основателя испанской школы международного права. По Витториа все государства равноправны. Ни император, ни папа не являются владыками мира. Применение вооруженной силы допустимо лишь при нарушении естественного права. Идеи Витториа разрабатывались другими представителями испанской школы.

Альберико Джентили (1552-1608 гг.) его труды оказали исключительно большое влияние на формирование науки международного права. Он обосновал и сформулировал принцип суверенного равенства субъектов международного права. Монарх - выразитель государственной воли, но не собственник. Права его могут быть ограничены (в религиозных вопросах). Война справедлива в случае необходимости самообороны (безопасности государства), для пользы и защиты чести. Джентили допускает разрушение городов и населенных пунктов противника, уничтожение или захват любой вражеской собственности (в том числе собственности частных лиц).

С уверенностью можно сказать, что в средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583 - 1645 гг.). В 1625 г. он издал первый систематический труд “О праве войны и мира”, охвативший все основные вопросы международного права.

Вывод:

Средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания международного права. Пожалуй, главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало гибельность беззакония как для внутригосударственных, так и для международных отношений. Люди были поставлены перед необходимостью утвердить правопорядок.

В эту эпоху возникли такие новые понятия, как суверенитет, открытое море, нейтралитет, военная контрабанда, появились постоянные посольства и консульства, новые виды договоров. Большой вклад в эти понятия, особенно в право войны, внесла Россия. Сильное влияние на теорию международного права оказала церковь. В XVII в. благодаря трудам Гроция и его последователей возникла как самостоятельная наука международного права.