Зарождение международного права

С возникновением рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними начали складываться отношения, которые получили правовой характер. В процессе взаимодействия формировались первые межгосударственные правовые нормы.

Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:

1) пришедшие из догосударственного межплеменного “права” правила, закрепленные в обычаях и договорах;

2) религиозность;

3) регионализм;

4) обычай как главный источник международного права.

В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.

К концу II-III вв. до н.э. отношения становятся систематическими. При этом облекаются в юридические нормы. Истоки этих норм восходят к периоду, когда в условиях первобытно-общинного строя сложились первые правила общения между племенами и союзами племен. Обычаи до государственного общения оказали влияние на содержание первых юридических межгосударственных актов. Древнейшим среди них является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма (3100 г. до н.э.). Он подтверждал существовавшую между ними государственную границу, устанавливая неприкосновенность ее знаков. Стороны обязались разрешать возникающие споры мирным путем, на основе арбитража. Исполнение договора гарантировалось клятвами и обращением к богам. Текст договора, написанный на шумерском языке, был высечен на каменной стелле. Но клятвы эти, как бы страшны они ни были, далеко не всегда соблюдались.

С середины II тысячелетия до н.э. число дошедших до нас договоров становится довольно значительным. Среди них встречаются договоры о союзах, о границах, о заключении браков и т.д.

С возвышением Египта, заключенные им договоры приобретают первостепенное значение для государств и племенных образований на юге долины Нила и Азии.

Типичный договор того времени (1300 г. до н.э.) между царем Хаттушилем (Хаттусилисом) и египетским фараоном Рамсесом II о мире между государствами, о взаимном обязательстве не воевать, выполнять ранее заключенные договора, оказывать друг другу помощь, выдачи беглецов. Весь договор подтверждался клятвами, упоминанием богов, угрозами нарушителю договора и обещанием божьей милости соблюдающим его.

Древний Восток не знал принципа равенства субъектов международного права. К середине I тысячелетия до н.э. считались “великими” и относительно равноправными Египет, Вавилон, Митания и Хеттская держава. Позже к ним присоединилась Асирия. При этом египетский фараон занимал первенствующее положение. Остальные государства были зависимы от них фактически и юридически, не претендуя на равенство.

К концу II тысячелетия до н.э. круг вопросов расширился. Помимо договоров о союзе и взаимной военной помощи мы встречаем договоры о нейтралитете, государственных границах, обмене спорными территориями, укреплении и нейтрализации пограничных крепостей и городов, договорами определялся порядок раздела военной добычи, выдачи перебежчиков и право убежища, устанавливаются правила введения торговли или запрет на нее.

Главными средствами обеспечения договоров считались совершение магических обрядов, клятвы и выдача заложников. Особенно часто практиковалась отправка в качестве заложников царских детей, начал складываться и принцип “pacta sunt servanda”.

Для заключения договоров и осуществления других внешнеполитических и международно-правовых задач государства Двуречья и египетские фараоны направляли посольства, которые носили преимущественно временный характер. Но встречались и постоянные посольства, точнее - не ограниченные сроком и специальными полномочиями. Институт посольств возник довольно рано. Постепенно начали формироваться и дипломатические ранги: послы, герольды, гонцы. Считалось, что послы пользуются покровительством фараона (царя, князя) и поэтому лично неприкосновенны, часто они получали довольствие от принимавшего их государства. И все же институт личной неприкосновенности послов не получил еще в то время всеобщего признания, наоборот, памятники истории сохранили многочисленные случаи его нарушения.

Таковы были в своих основных положениях нормы древнейшего международного права во время мира. Что же касается войны, то здесь господствовал практически безграничный произвол сильного, так как и сами войны велись прежде всего ради захвата рабов и господства над источниками воды и ирригационными сооружениями, без которых в этих странах тогда просто не могла существовать цивилизация. Побежденные и все их имущество “законно” становились добычей победителя, иногда эта добыча, если верить источникам, достигала грандиозных размеров.

В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в “Законах Ману” и “Артхашастра”, но если война и считалась правомерным действием, рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то же время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. В Китае (II-I тыс. до н.э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип “цаньши”, означавший “поедание земель соседей”, получил здесь наибольшее значение.

А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов - храмы подвергались опустошению.

Нормы международного права, сложившиеся к концу II тысячелетия до н.э. в практике Египта и Двуречья, были затем восприняты другими государствами.

Развитие рабовладельческих отношений в Греции во многом отличалось от того, как они складывались в странах Древнего Востока. Это отразилось на международном праве. Греки рассматривали в качестве субъектов международного права отдельные полисы и их объединения. С V в. до н.э. греки знали множество форм юридического ограничения одних полисов другими. Признание полиса в качестве субъекта международного права порождало и то, что все внешние сношения велись от имени самих граждан и Народного собрания. Именно Народное собрание назначало послов и принимало их по окончании миссии, объявляло войну и заключало мир. В прошлые века выделилось две области международного права - это посольское право и право войны.

Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства.

Посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномачивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова “дипломатия”). Миссии послов преследовали совершенно определенные цели: заключение или подтверждение договоров о мире, союзе. Древняя миссия послов - объявление войны, точнее вручение документа о её объявлении. В качестве посла мог быть избран один человек, но чаще всего (особенно в тех полисах, где существовали демократические формы правления) это были коллегии из нескольких лиц, иногда их число оказывалось довольно значительным - 10 и более человек. По возвращении на родину каждый посол в отдельности, и притом лично, представлял отчет Совету, Народному собранию или другому высшему государственному органу. В качестве послов в порядке исключения могли выступать и иностранцы. Государство могло снабжать послов деньгами, продовольствием и средствами передвижения, а равно и другим имуществом. Но все это не было обязательным. Вознаграждение послам зачастую носило число символический характер. В Афинах, например, члены посольства получали в день всего одну драхму, что равнялось плате легковооруженному воину. Поэтому часто послам приходилось принимать расходы на свой счет. Перед отправлением послы получали особые грамоты (так называемые дипломы). Послы пользовались неприкосновенностью. Нарушение этого считалось недопустимым. Государство в случае нападения на посла могло потребовать выдачи виновных. Послы пользовались знаками внимания: торжественные приемы, обеды. Пребывание послов ограничивается определенными сроками.

От послов в собственном смысле отличали глашатаев, или вестников. некоторые авторы считают, что институт герольдов уходит своими корнями в религиозные традиции. Функции герольдов были более ограниченными и заключались, как правило, лишь в передаче письменных или устных посланий, но и они пользовались неприкосновенностью.

Что касается вопросов войны, то относящиеся сюда правила в V-IV в до н.э. были довольно разработаны. Многое воспринято было Римом. Войнами греки признавали лишь вооруженные столкновения между полисами. Они различали законные войны и не имеющие законного основания.

Перечень законных причин не был ограничен и в практике полисов достаточно разнился. Но некоторые основания считались бесспорными. К ним относились защита государства от нападения (шире - государственная безопасность), защита религиозных святынь, исполнение союзных обязательств. Помимо оснований, для того чтобы война признавалась законной, необходимо было ее торжественное объявление. Оно сопровождалось рядом действий, носивших не только юридический, но и религиозно-обрядовый характер. К ним, в частности, относилась так называемая диабатерия - жертвоприношение о благополучном переходе во время войны через границу.

Война понималась как борьба всех граждан одного полиса с гражданами другого. Поэтому греки не знали различия между комбатантами и некомбатантами. При взятии вражеского города убийство мирных жителей, даже женщин и детей, считалось правомерным, эти меры приобретали в отдельных случаях массовый по масштабам того времени характер: погибали тысячи людей.

Число норм, ограничивающих применение оружия, было невелико. Главной из них являлась нейтрализация храмов и других культовых учреждений. С этим было связано и другое: на время общегреческих праздников, носивших в большинстве своем сакральный характер, устанавливалось перемирие (священное перемирие). Перемирие устанавливалось также на время Олимпийских, Немейских и других общеэллинских игр. От этих перемирий, продолжавшихся сравнительно короткое время, греки отличали общие перемирия, которые означали приостановление военных действий, но не были тождественны заключению мирного договора, они использовались для восстановления дипломатических отношений и ведения переговоров. В это время, писал Фукидид, “послы и глашатаи будут ходить от одного государства к другому для переговоров о том, как может быть окончена война”. Кроме того, перемирия устанавливались для погребения убитых. Греки не знали режима пленных, они могли быть подвергнуты пыткам и убиты. В результате войны могли произойти полное покорение врага (завоевание) и присоединение побежденного государства, лишавшегося при этом даже призрачной независимости. Но чаще всего в отношениях между греками дело до этого не доходило и окончание военных действий оформлялось мирным договором. Он обеспечивался клятвой, очередность принесения которой определялась по жребию. Для этой цели назначались специальные уполномоченные. Принесение клятвы восходило к глубокой древности и несомненно носило религиозный характер.

Говоря о праве войны, следует обратить внимание на то, что древние греки уже различали нейтралитет и невмешательство. Первый, по их мнению, мог иметь место только во время войны, второе - и в мирное время. Первый касался внешних, второе - внутренних отношений, среди которых наиболее распространенным был отказ от военной и материальной помощи враждующим политическим группировкам, так как политическая жизнь греков того времени была заполнена междоусобной борьбой, то вопрос о невмешательстве возникал, можно сказать, повседневно. Значительно реже мы встречаемся с договорным оформлением нейтралитета.

Частые войны и междоусобицы вполне естественно определяли тот факт, что среди сохранившихся до нас договоров, а равно упоминаний о них в исторических и политических сочинениях древних авторов преобладают именно те, которые касаются вопросов заключения мира, союзных договоров и т.п. Но постепенно, особенно с V-IV веков до н.э., предмет их значительно расширился. Специально исследовавшие этот вопрос авторы насчитывают их более 20. Вот, к примеру, некоторые: договоры о мире; союзные (оборонительные - симмахии и наступательные - эпимахии); о взаимной помощи и ненападении; о границах и арбитраже; торговые; о праве вступать в брак с иностранцами, участвовать в общественных играх, приобретать недвижимость, организовывать свои поселения, а равно о личной свободе, охране собственности и о компетенции судов по спорам между гражданами договаривающихся государств (так называемые симболы - договоры о правовой помощи) и т.п.

В этом перечне, как видим, значительное место занимают договоры, регулирующие различные стороны положения и жизни иностранных граждан. И это очень характерно, ибо греки долгое время приравнивали иноземцев к врагам. только постепенно, очевидно, с IV века жесткость внутреннего права стала смягчаться, и не последнюю роль в этом сыграли именно международные договоры.

У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.

Греческие государства постоянно направляли друг другу посольские миссии. Полномочия оформлялись в виде двух сложенных и покрытых воском дощечек (дипломата). Отсюда - “дипломатия”. Послы пользовались неприкосновенностью.

Греческие государства создавали военно-политические объединения - симмахии, которые весьма напоминают международные организации. У них были общие органы, принимавшие решения.

В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н.э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.

Значительно меньше внимания уделялось в международных договорах вопросам режима территории. Что касается ее перехода от одного полиса к другому и установления государственных границ, то относящиеся сюда положения включались обычно в мирные договоры. Иногда имела место демаркация границ на местности, осуществлявшаяся посредством пограничных столбов. Основной принцип, действовавший применительно к государственной территории, заключался в том, что любой полис может захватывать земли, принадлежащие “варварам”. На этом как раз и была юридически основана широко распространенная у греков колонизация новых земель.

С развитием торговли и мореплавания все более важным становится вопрос о режиме морских пространств. Но эта проблема не получила четкого юридического оформления.

Преобладала точка зрения, согласно которой открытое море считалось свободным. Но принцип этот систематически нарушался, причем не только отдельными лицами, но и самими полисами. Поэтому свобода судоходства требовала постоянного подтверждения, что и делалось путем соответствующих договорных постановлений.

Наука международного права в Древней Греции только зарождалась. Она не составляла определенной отрасли знания. Ею занимались философы, ораторы, политики-практики. Для всех них центральной проблемой являлась проблема войны. История зарождения науки международного права можно отнести к V в до н.э. Софисты и Сократ уже обращались к её проблемам в связи с отношениями между греками и варварами. Определенную роль наука играла в трудах Платона. Со времен Аристотеля и особенно с III в. до н.э. начинают раздаваться голоса не только в защиту всеобщего мира между эллинами, но и равноправных отношений.

Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н.э. К этому времени Рим вобрал в себя все “новорожденные” институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами.

Начавшийся в полисах Древней Греции процесс выделения юриспруденции в самостоятельную область знаний завершился именно в Риме. К I в. до н.э. юриспруденция стала самостоятельной наукой. В рамках правоведения начало формироваться и международное право. Наибольшее значение имела при этом деятельность Цицерона, а затем римских юристов времен империи. Цицерон различал право естественное и право, установленное людьми. Он полагал что "право народов" основано на общности и сходстве действующих в различных странах норм, на природе людей склонных к общению друг с другом не только личному, но и в более широких государственных рамках. Цицерон уделяет внимание принципу обязательности соблюдения договоров, уважению и неприкосновению послов. Ярый приверженец свободы мореплавания.

Но наибольшее значение для развития международного права имела деятельность римских юристов III-V в. Именно им принадлежит определение того, что есть "право народов". Они считали, что "право народов" есть именно часть естественно о права, а субъектами "права народов" являются не только государство, но и отдельные люди.

Период зарождения международного права плавно переходит в следующий, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.

Вывод:

Как видно из этого краткого обзора, в рабовладельческом обществе вследствие низкого развития производительных сил и отсутствия мирового рынка не было глобальной международной системы, которая бы охватывала весь древний мир. Поэтому не было и общего международного права. Международно-правовые нормы и институты имели региональный характер. Они складывались и применялись между государствами в различных географических районах, которые являлись центрами международной жизни того времени, и носили ярко выраженную религиозную окраску. Тем не менее уже тогда повсеместно признавались такие международно-правовые нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры, запрещение применять на войне яд и отравленное оружие, и другие нормы, благодаря которым международное право стало общечеловеческой ценностью, достоянием культуры всего человечества.