Первые знакомства: Греки открывают евреев

Под сенью Персии

Примерно 200 лет покоя и стабильности с минимальным вмешательством во внутренние дела.

Лишь история с Пуримом.

Персидский двор насаждал учение, будто первая мировая империя (ассирийцев) досталась в наследство Медесу, а от него перешла в свое время к Киру и его наследникам; их же владычество продлится до конца времен.

Таким образом, восстание оказывалось не толь­ко неповиновением, но также и неправдой, отрицанием веч­ной истины — вечной империи.

Во время раскопок в Ниппуре было найдено около 730 клинописных документов, написанных в 455—403 гг. до н. э., то есть во времена Ездры и Неемии, из архивов торгового дома Мурашу. Среди упомянутых в них 2500 имен более сотни могут быть евреями.

Еврей в районе Ниппура, назвавший своего сына Шамешладин — «Пусть судит [бог] Шамаш», и еврей, даровавший сыну имя Иедаия — «Господь защитит», оба властно заявляли о своей вере. Исключительность религиозного положения в Ниппуре состояла в том, что еврей Шамешладин называл своего сына Иедаия.

Иерусалим наравне с Сидоном и Тиром – крупный торговый и полусамостоятельный торговый город, освобожденный от уплаты общегосударственных налогов

Трудно определить дату встречи двух народов.

Под властью персов – через международную торговлю.

При этом надо понимать, что евреи воспринимались как представители загадочного Востока.

Мы можем обнаружить ссылки на евреев в упоминании Геродо­та о сирийцах Палестины среди других народов, практиковав­ших обрезание; а слухи о чудесах Мертвого моря достигли Ари­стотеля еще до Александра.

Но и после Александра никто из греческих ученых не спешил по­сетить Иерусалим. Перед лицом необъятного и сказочного Востока — от нильских порогов до долин Ганга, — неожидан­но открывшегося их взору, к чему было им заниматься кро­шечным палестинским племенем? – Бикерман

Греческий был общим язы­ком древней Италии — но Иосиф замечает, что Рим не упомина­ется греческими писателями до самого последнего времени. Первым греческим историком за пределами Италии и Сици­лии, отметившим римское событие — завоевание Рима гал­лами в 387 г. до н. э., — был Феопомп, современник Алексан­дра Великого.

Платон говорит о законах кельтов, иберийцев и даже о правах и обязанностях савроматских женщин на Дону, но ни он, ни Аристотель не слышали об учреждениях Рима.

Греки в Греции заинтересовались Римом только во вре­мя и после войны между Римом и царем Пирром из Эпира (280—272 гг. до н. э.).

Как говорит Цицерон, Феофраст (после­дователь Аристотеля, с 322 г. - 286 г.) занимался законами Греции и «варварских» государств в работе «О законах». Но ничего не сказал о Риме… Бикерман, У Флавия – Феофраст.

Аристотель рассказывает, что он встретился в Малой Азии с еврейским мудрецом, когда учительствовал в Ассе (347 — 344). Этот еврей, как и индус Аристоксена, испытывал греческую мудрость.

Экспериментируя с гипнозом, он доказывает, что душа действительно покидает тело во сне, что было весьма важно для платонической теории (которую принимал и Аристотель), что душа не зависит от тленного тела и, следовательно, бессмертна.

Аристотель у Клеарха восторгается выносливостью и самоконтролем еврея, сверше­ния которого «удивительны, как мечта», и хвалит его за то, что он не только говорит по-гречески, но «и по душе грек». Так как Аристотель написал трактат «О философии», в котором разбирал не только Зороастра, но и персидских магов, во вре­мя своего пребывания в Ассе, и поскольку в это время в Малой Азии были евреи, его рассказ вполне мог быть правдивым. У Флавия – Клеарх из Сол.

Феофраст в его (возможно) юношеской работе «О благоче­стии», опубликованной ранее диалога Клеарха, обнаружил в еврейских ритуалах этнографическое подтверждение положе­ния о том, что в естественном состоянии люди не знали крова­вых жертвоприношений, но довольствовались приношением на алтари плодов земли. (Бытовавшее в Египте поклонение животным — другое подтверждение этой теории.):

Хотя сирийцы, к которым относятся иудеи, следуя изначальному жертвенному обряду, по сей день, по словам Феофраста, приносят в жертву живые существа, но если бы нам приказали приносить жертвы подобным образом, мы устранились бы от такого поступка, притом даже, что они не едят жертвенного мяса, а вместо этого ночью совершают всесожжение с обильными возлияниями меда и вина; они быстро уничтожают жертву, чтобы всевидящий не стал свидетелем ужасного дела.

И делают они это, соблюдая пост с восхода солнца. Все это время, будучи племенем мудрецов, они проводят в беседах друг с другом о божестве, а с наступлением ночи созерцают звезды, глядя на них и вознося богу молитвы. Они первыми стали приносить живые существа в жертву, в том числе и самих себя, однако делая это по принуждению, а не по желанию.

 

Когда еврейская диаспора раз­рослась, греки узнали евреев.

Хотя Гекатей Абдеррский, кон. IV в. и знал о существовании еврейской книги о «законах и установлениях» (Торе)??? в своем рассказе о проис­хождении евреев он полагается на сообщения египетских жре­цов.

Эти жрецы, считавшие свою родину источником всей ци­вилизации, полагали, что евреи, вавилонское священство и даже Данай (основатель Аргоса, старейшего греческого горо­да) — выходцы из Египта.

Они слышали об Исходе и знали историю Даная, бежавшего из Египта, и, соединив эти кусоч­ки чуждой мозаики с традицией своих фарао­нов изгонять нечестивых чужаков, по-своему пересказали Ис­ход.

(3) Вел переселенцев человек по имени Мосес, далеко превосходивший других как мудростью, так и мужеством. Завладев землей, он помимо других городов основал и самый знаменитый ныне, называемый Гиеросолимы. Он же воздвиг самое почитаемое у них святилище, научил чтить бога и поклоняться ему, начертал для них законы и учредил государственное устройство. Он разделил весь народ на двенадцать колен, поскольку число это считалось самым совершенным и отвечало числу месяцев, составляющих год.

(4) Статуи богов он не сооружал вовсе, считая, что бог не имеет человеческой наружности, и только небо, объемлющее землю, есть бог и владыка мира. Жертвоприношения и правила поведения он сделал отличными от таковых у других народов; ведь будучи сам изгнанником, он узаконил нелюдимый и замкнутый образ жизни. Выбрав из мужей самых утонченных и в то же время таких, кто сможет стать во главе целого народа, он назначил их священниками. Им он вменил в обязанность попечение о святилище, почитании бога и жертвоприношениях.

(5) Их же он назначил и судьями в наиболее важных делах и вверил им надзор за соблюдением законов и обычаев. Вот почему у иудеев никогда не было царя. а начальство над народом всякий раз передавалось тому из священников, кто, по общему мнению, превосходил прочих мудростью и добродетелью. Они именуют его первосвященником и считают вестником божественных повелений.

(6) Говорят, на собраниях и других сходках именно он открывает народу эти повеления, а иудеи настолько доверяют ему в этом, что тотчас падают наземь и преклоняются перед первосвященником, толкующим для них волю бога. А к законам в конце приписано: "Мосес, что услышал от Бога, то говорит иудеям". Законодатель проявил также большую заботу о военном деле и обязал юношей воспитывать в себе мужество, твердость и вообще способность переносить любые невзгоды.

(7) Он снарядил военные походы против соседних народов и, завладев обширными землями, раздал наделы, причем простым гражданам выделил равные доли, а священникам большие, дабы они, получая более внушительный доход, могли, не отвлекаясь, целиком и полностью посвятить себя ревностному служению богу. Продавать же свои наделы гражданам не было позволено, чтобы одни, скупая земли ради наживы, не вытесняли других, более бедных, уменьшая тем самым население.

(8) Кроме того, он обязал землевладельцев растить детей, и, поскольку выкармливание младенцев не требовало больших затрат, иудейский род всегда оставался многолюдным. Установленные им обряды бракосочетания и погребения усопших весьма отличны от принятых у других народов. Но позже, когда иудеи оказались под игом, будь то владычество персов или одолевших их македонян, то из-за смешения их с инородцами многие из исконных иудейских обычаев переменились ... А рассказал все это об иудеях Гекатей Абдерский.

Общественное благополучие, как его идеально мыслили философы, основывалось на религии. Среди разлагавшегося многобожия Платон и Аристотель насаждали идею, что совер­шенный порядок небесных тел доказывает существование Выс­шего Бытия, руководящего мирозданием.

Не толь­ко испорченные греки, но и мудрые египтяне и добродетельные индусы поклонялись идолам. И было неожиданной удачей об­наружить народ, отвергавший ложных богов и поклонявшийся одному Богу Небес. По Гекатею, Моисей почитал небесную твердь единственным божеством и поэтому не творил изобра­жений богов. В этом Гекатей согласен с Феофрастом.

После 300 г. до н. э. образованные греки потеряли интерес к этому восточному племени; оно уже утратило свою новизну.

И лишь во время войн с Маккавеями евреи вновь привлек­ли внимание греческих интеллектуалов. Со времени после Ари­стотеля и до возникновения Римской империи греческие уче­ные вновь теряют интерес к персидской религии и истории.