Знакомство с понятиями «слог», «ударение».
Работа по предметным картинкам на с.11.
- Где живут эти животные? Как их называют?
Анализ слова белка.
Загадываем загадку о белке. Рассказываем о ней, о её жизни.
-Каждое слово состоит из маленьких частей, то есть слогов.Я произнесу слово по частям и разделю его сразу на слоги. Сколько частей-слогов вы услышали? (Учитель берёт полоску бумаги и делит её на две части.) Для того чтобы узнать, сколько в слове слогов, нужно поднести к подбородку тыльную сторону ладошки, сколько раз подбородок коснётся ладони, столько в слове слогов.
Идёт практическая часть. Здесь можно использовать хлопки, скандирование (по Эльконину), двигательную разминку, прием зажженной свечи.
-На схеме слова на слоги будем делить так .
Загадывается загадка, слова- отгадки дети делят на слоги.
Загадывают загадку о чайке, вывешивают предметную картинку.
-Один слог в слове всегда произносится с большей силой голоса, длительно. Он голосом как бы ударяется и поэтому называется ударным. Ударный слог на схеме обозначается специальным знаком – ударением – короткой наклонной линией. Если в слове один слог, то ударение не ставят, т.к. этот слог всегда будет ударным. Давайте попробуем произнести более протяжно второй слог: . Говорят ли так?
-В слове может быть ударным только один слог.
Приёмы выделения ударного слога:
а) «Позови слово!» (для имен);
б) «Удар молоточком» (один слог произнесём сильнее, звонче, как будто ударим по нему молоточком);
в) как в сказке «Репка» (тянем один слог сильнее);
г) удар ладошкой или карандашом.