Знакомство с понятиями «слог», «ударение».

Работа по предметным картинкам на с.11.

- Где живут эти животные? Как их называют?

Анализ слова белка.

Загадываем загадку о белке. Рассказываем о ней, о её жизни.

-Каждое слово состоит из маленьких частей, то есть слогов.Я произнесу слово по частям и разделю его сразу на слоги. Сколько частей-слогов вы услышали? (Учитель берёт полоску бумаги и делит её на две части.) Для того чтобы узнать, сколько в слове слогов, нужно поднести к подбородку тыльную сторону ладошки, сколько раз подбородок коснётся ладони, столько в слове слогов.

Идёт практическая часть. Здесь можно использовать хлопки, скандирование (по Эльконину), двигательную разминку, прием зажженной свечи.

-На схеме слова на слоги будем делить так .

Загадывается загадка, слова- отгадки дети делят на слоги.

Загадывают загадку о чайке, вывешивают предметную картинку.

-Один слог в слове всегда произносится с большей силой голоса, длительно. Он голосом как бы ударяется и поэтому называется ударным. Ударный слог на схеме обозначается специальным знаком – ударением – короткой наклонной линией. Если в слове один слог, то ударение не ставят, т.к. этот слог всегда будет ударным. Давайте попробуем произнести более протяжно второй слог: . Говорят ли так?

-В слове может быть ударным только один слог.

Приёмы выделения ударного слога:

а) «Позови слово!» (для имен);

б) «Удар молоточком» (один слог произнесём сильнее, звонче, как будто ударим по нему молоточком);

в) как в сказке «Репка» (тянем один слог сильнее);

г) удар ладошкой или карандашом.