Тема: Характеристика современного метода обучения грамоте
Тема: Краткий историко-критический обзор методов обучения грамоте.
1. Понятие о методе обучения грамоте. Классификация методов обучения грамоте в русской дореволюционной и в советской школе.
Вопрос обучения грамоте важен и актуален на сегодняшний день. Этот вопрос довольно старый. МОГ классифицируют по двум основаниям: по единице обучения (буквослагательный, слоговой, звуковой, метод целых слов) и по ведущему виду деятельности (аналитический, синтетический, аналитико-синтетический).
Самый известный метод буквослагательный (синтетический). Этот метод применялся в Древней Греции и Древнем Риме 2000 лет назад. В России этот метод получил распространение в середине XVI века
Шагом вперед стал слоговой(синтетический) метод. Этот метод нашёл отражение в системе Толстого. Толстой назвал это слого-слуховым методом, так как ввёл слуховые упражнения. Заслугой Толстого стало то, что он начал одновременное обучение чтению и письму. В 1847 году им была издана азбука, составленная по этому принципу. Дети заучивали все буквы (б+э=бэ, вэ,гэ…). На слух дети учатся складывать из букв слоги и раскладывать слоги на буквы с помощью разрезной азбуки. Читают по принципу «Делай как я».
После Октябрьской социалистической революции (1922-1935) распространение получил метод целых слов (аналитический). Дети должны были запоминать большое количество слов без разбора и анализа. Обучение по этому методу дало плачевные результаты: дети читали наугад и были безграмотным, пропускали на письме буквы и слоги.
Аналитический звуковой метод в России пропагандировал в 40-х годах XIX века методист Золотов.
Основателем синтетического звукового метода в России был Н.А. Корф ( 60-ые г.19 в.)
Возникла мысль о создании аналитико-синтетического метода. Основоположник - К.Д. Ушинский (1824-1870). Свой метод Ушинский назвал методом письма-чтения, так как нельзя отделять письмо от чтения. Он объединил анализ и синтез, ввёл систему упражнений со звуком, слогом и словом. Ушинский опирался на живую речь, его методика носила развивающий характер. Реализация этого метода: звуковой анализ слова, запись этого слова, чтение написанного слова, чтение напечатанного слова, синтез – отыскивание знакомых букв и слогов в тексте, чтение и переписывание новых слов с печатной азбуки, составление слов из букв печатной азбуки.
Приемы, которые используются в наши дни: придумывание слов на заданные звуки, отыскивание заданных звуков в словах «Ворота», постепенная замена звуков в словах или «цепочка волшебных превращений».
На современном этапе используется современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
Звуковымон называется потому, что за основу аналитико-синтетической работы берётся звук. Буква вводится как обозначение звука после знакомства с данным звуком. Здесь необходимы упражнения в артикуляции звуков, слышании звуков в разных позициях и, обязательно, характеристика звуков. В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого последовательность изучения звуков и букв определяется принципом частотности.
Метод называется аналитико-синтетическим потому, что изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на разные виды звукоаналитической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в слове, проговаривание слов по слогам при составлении и записи.
Последовательность аналитической работы:
Выделение из речи предложений, деление предложений на слова, а слова на слоги и звуки.
Слого-звуковой анализ слова:
1. Загадывается загадка о предмете, вывешивается предметная картинка и выясняется значение слова;
2. Выставляется схема к данному слову.
- Посмотрите на схему слова. Сколько слогов в данном слове? Какой ударный слог? Произнесите слово в целом с правильным ударением. Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какие? Назовите второй слог. Из каких звуков состоит второй слог? Далее выделяется изучаемый звук и дается его характеристика (согласный или гласный, звонкий или глухой (закрываем ушки и слушаем), твердый или мягкий).
Приёмы звукового анализа (выделения звука):
1. Приём договаривания. Он заключается в следующем: «Я назову слово, а вы его закончите: па-р-р-р».
2. Приём протяжного произношения звука. Чаще всего это гласный в начале слова (А-РФА).
При изучении новых звуков их выделяют из сильной позиции:
1) гласный под ударением;
2) если это согласный, то нужно, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный;
3) для сонорных в конце слова.
Слоговой принцип в обучении чтению и письму как отражение характерной особенности русской графики.
При обучении чтению необходимо произвести синтез звуков, чтобы образовать прямой открытый слог.
Русское чтение слоговое.В качестве единицы чтения выбран слог-слияние, т.к. он входит во все (кроме одного – из гласного) структурные типы слогов и слог – это центральное речевое образование, произносительная единица языка. Отсюда большое внимание слоговой работе.
Надо учить детей читать по слогам, а затем в целом с правильным ударением, так как ударение – смыслоразличитель (стоит- стоит).
Последовательность чтения слогов:
1. Каждый слог состоит из одной буквы (а-у);
2. Прямой слог - это ключ к овладению процессом чтения (но);
3. Закрытый слог - СГС - (мак, сосны);
4. Со стечением согласных (куст).
Чтобы прочитать слово в целом с правильным ударением, необходимо произвести синтез целого слова.
Последовательность синтетической работы:
1. Образование и чтение слогов.
2. Образование и чтение слов.
3. Чтение предложений;
4. Чтение связных текстов.
Приёмы синтеза:
1. Чтение слогов с постоянной согласной с изменением гласной - чтение по подобию (ба, бо, бу, бы);
2. Чтение слогов с изменением согласных и постоянной гласной (ра, ба, на);
3. Приём наращивания в конце и в начале слова (вол - волк, пар - парк, омар - комар);
4. Прием отсечения (лист - лис, корм - ком, шум - ум).
Значительные усовершенствования внесены в данную методику в современной жизни:
1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
2.Систематическое введение пропедевтических (опережения) элементов грамматики, словообразования, орфографии, лексикологии без теоретических сведений - только практическим путём;
3. Введение элементов моделирования - модели слогов, слов, предложений и др.
4. Вводится слого-звуковой анализ слова;
Обучение по этому методу носит воспитывающий и развивающий характер. Упор сделан на историческое прошлое русского народа, на воспитание патриотизма.
Тема: Содержание занятий в подготовительный период (первая ступень).
Весь период обучения грамоте делится на:
1. Подготовительный;
2. Основной (азбучный, букварный);
3. Послеазбучный.
Подготовительный период делится на 2 ступени:
1. Безбуквенную;
На данном этапе решаются следующие задачи:
1. Подготовить детей к обучению грамоте;
2. Приучить их к выполнению режима работы школы;
3. Познакомить с понятиями «устная» и «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звуки» и «слияние», «алфавит»..
Центральное место на всех уроках отводится анализу звучащей речи. На второй ступени подготовительного этапа проводится большая работа по слого-звуковому анализу слов. Учитель должен научить детей читать гласные буквы в изолированной позиции.