Организация охраны труда и её планирование
Организация ОТ имеет несколько уровней:
1. Государственный
2. Локальный
Организация включает в себя не только управление но и предупредительные, профилактические мероприятия и планирование этих мероприятий.
Централизованное регулирование этих отношений осуществляется на основе норм ТК и в пределах им установленных. Так законами субъектов
Государственное управление охраны труда осуществляется правительством РФ. Полномочия в ,этой части передаются министерству здравоохранения и Минздраву соц развития.
Уполномоченное министерство имеет здесь координационный приоритет перед другими министерствами, поэтому все решения в этой области принимаются только по согласованию с уполномоченным министерством, если для этого не требуется решение правительства.
Основными направлениями управления в этой области являются:
1. Реализация гос стандартов в области охраны труда
2. Обеспеченье соблюдения гос нормативных требований
3. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на всей территории РФ органами рос труд инспекции (федеральной инспекции труда) и имеет следующие цели:
1. Оценка качества аттестации рабочих мест – основная проблема в том что аттестация рабочих мест это дорогое мероприятие. Федеральная инспекция труда проверяет только результаты, но не осуществляет процесс.
2. Установление соответствия проектов строительства и технического переоснащения государственным нормативным требованиям. – ни один объект строительства или реконструкции не может быть введён в эксплуатацию без согласования с федеральной инспекцией труда.
3. Оценка фактических условий труда – сюда включается:
а) Контрольная деятельность инспектора труда – он может проводить проверки любого работодателя. В том числе он это делает при несчастных случаях на производстве и проф заболеваниях.
Инспектор проверяет все рабочие места работодателя, в том числе и вне проверки.
б) Планы проекты и программы которые принимаются на правительственном уровне
в) Определённые функции возлагаются и на органы субъектов.
Несмотря на то что муниципальная система управления в кодексе никак не фигурирует, фактически эта деятельность осуществляется и на уровне муниципальных образований.
Организация охраны труда на централизованном (гос) уровне предполагает
1. создание специальных структур уполномоченных осуществлять надзор и контроль
2. Создание норм, правил и инструкций в области охраны труда – их принимают различные ведомства
Организация и управление на локальном уровне осуществляется работодателем через специальные структуры. Специалист или служба.
Служба создаётся если работников более 50 (считаются как совместители так и штатные сотрудники.) работодатель не обязан создавать штатную единицу, он может пригласить специалиста.
Также могут создаваться контрольные органы на паритетных началах из представителей работников или работодателей – это комитеты и комиссии. Комиссия осуществляет только контрольные функции.
Основные задачи службы или специалиста по охране труда:
1. Должны организовывать и координировать работы по охране труда
2. Контролировать исполнение работниками
3. Профилактическая работа по предупреждению травматизма, проф заболеваний, а также по улучшению условий труда.
4. Консультирование работодателей и работников по соответствующим вопросам.
Ответственность за условия труда в организации несёт руководитель организации. А также руководители структурных подразделений.
Частью системы организации на локальном уровне является обучение по охране труда и проф подготовка. Каждый руководитель (организации, подразделения) или ИП должен проходить обучение по охране труда систематически. Такое право есть и у каждого работника. При чём это право реализуется всегда за счёт средств работодателя. Кроме того что работник в праве обучаться, то он и обязан это делать.
Для всех работников, которые принимаются на работу или переводятся, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда и проводить обучение если это необходимо. Это необходимо в случаях если работник принимается на работу с тяжёлыми, опасными условиями труда.
Существует довольно много видов инструктажа. Но самое главное, то что работодатель обязан вести специальные журналы по учёту обучения инструктаже. Правила и необходимые документы определяются совместным постановление мин труда №1 и мин образования №29 от 12 января 2003