Безусловные конструкции.

Модуль 3. Управляющие конструкции языка ТП

Организовать композиции из геометрических фигур прямых, дуг, окружностей. Использовать линии и пятна для создания чёрно-белых графических листов.

Материалы маркер

ФорматА5

Примеры смотреть в «фотографиях»

Выполнить следующие упражнения (33):

Задание 1. ТОЖДЕСТВО НЮАНС КОНТРАСТ (см. папку контраст)

 

Упражнение 1.1. Тождество

a) полное сходство

b) частичное сходство

Упражнение 1.2. Нюанс

a) нюанс по форме

b) нюанс по размеру

c) сближенные отношения

d) отдалённые отношения

Упражнение 1.3. Контраст

1.3.1. Пары контрастов

a) контраст простого и сложного (линий, силуэтов)

b) большого и малого (размеров)

c) прямого и кривого (пластики форм)

d) светлого и тёмного (светлотного тона)

e) гладкого и шероховатого, и т. п. (фактур)

f) плоского и объёмного

1.3.2. Полярность

 

Задание 2. СИММЕТРИЯ (см. папку симметрия)

Упражнение 2.1 Оси симметрии

a) вертикальная

b) горизонтальная

c) наклонная (диагональная)

d) сочетание разных направлений

e) наличие главной и подчинённой (второстепенной) осей

Упражнение 2.2. Точка симметрии (поворот)

Упражнение 2.3.1 Дисимметрия

Упражнение 2.3.2. Симметричная в основе с включением асимметричных элементов

Упражнение 2.4. Антисимметрия

 

Задание 3. РИТМ (см. папку ритм)

Упражнение 3.1. Метрический ритм (метр)

a) повтор элемента

b) повтор группы элементов

c) сочетание нескольких метрических рядов разного построения

d) метрический ряд с введённым акцентом

e) радиальный вид

Упражнение 3.2. Ритм

a) повтор элемента

b) повтор группы элементов

c) сочетание нескольких ритмических рядов

d) разнонаправленные линейные ритмические ряды

e) ритмическая система с включением метрических рядов

f) радиальный вид

 

 

Оператор языка представляет собой неделимый элемент программы, который позволяет выполнять определенные алгоритмические действия. Все операторы можно условно разделить на две группы: простых операторов и структурированных операторов. К простым относятся те операторы, которые не содержат других операторов. К структурированным - те, которые состоят из других операторов.
В ТП 7.0 существует всего один оператор безусловного перехода Goto и четыре безусловных функции: Break, Continue, Exit, Halt.
Оператор безусловного перехода Goto представляет собой простой оператор, используя который можно изменять порядок выполнения операторов в программе. Общий вид оператора безусловного перехода:
goto <метка> , где <метка> - это идентификатор или целое число от 0 до 9999, объявленное в разделе меток label.
Применение оператора безусловного перехода в ТП - программе является нежелательным, т.к. его присутствие нарушает структурную целостность и наглядность. Такую программу трудно читать, отлаживать и модифицировать.
Функция Break позволяет досрочно закончить цикл.
Функция Continue - позволяет начать новую итерацию цикла, даже если предыдущая не была завершена.
Функция Exit - позволяет завершить работу текущего программного блока.
Функция Halt (n), где n - некоторое целое число - позволяет завершить работу программы с кодом завершения n.


3.2. Условные конструкции.

1) неполная форма с одним оператором

2) полная форма с одним оператором

3) неполная форма с несколькими операторами

4) полная форма с несколькими операторами

1) IF условие THEN оператор;
2) IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2;
3) IF условие THEN BEGIN
оператор1;
оператор2;

операторN;
END;
4) IF условие THEN BEGIN
оператор1;
оператор2;

операторN;
END ELSE
BEGIN
оператор1;
оператор2;

операторN;
END;

Пример: ввести оценку студента в баллах и сообщить ее название.

Begin
Read(b)
If b=5 then Write('отлично') else
If b=4 then Write('хорошо') else
If b=3 then Write('удовл.') else
If b=2 then Write('неудовл.') else
Write('это не оценка');
End.


3.3. Конструкция выбор.

Ситуации, реализующие систему вложенных ветвлений могут быть разрешены с использованием конструкции выбор.
Оператор выбора является структурированным и использует в своей записи операторы case, of, else, end и операторные скобки по необходимости.
В самом общем виде оператор выбора можно записать так:
Case порядковая переменная of
значение1: begin оператор1; оператор2; …; операторN; end;
значение2: begin оператор1; оператор2; …; операторN; end;

значениеM: begin оператор1; оператор2; …; операторN; end;
else begin оператор1; оператор2; …; операторN; end;
end;

Пример: ввести оценку студента в баллах и сообщить ее название.
Begin
Read(b)
Case b of
5: Write('отлично');
4: Write('хорошо');
3: Write('удовл.');
2: Write('неудовл.');
else Write('это не оценка');
end;
End.

Порядковая переменная, значение которой при выполнении программы определяет ветвь в операторе выбора, подлежащую выполнению, может принадлежать любому целочисленному типу. В случае, когда для нескольких значений выполняемые действия одинаковы, их можно указать один раз, а сами значения перечислить через запятую.
Пример: напечатать количество дней во введенном месяце:
Begin
Read(m);
Case m of
янв, мар, май, июл, авг, окт, дек: Write('31');
апр, июн, сен, ноя: Write('30');
фев: Write('28');
else Write ('это не месяц');
end;
End.


3.4. Циклические конструкции.

1. Цикл с предусловием.
Для реализации циклов с предусловием используется составной оператор, включающий оператор while, do, операторные скобки.
В общем виде цикл реализуется записью:
while <условие> do <действие>;
Если тело цикла содержит более одного действия, то необходимо использовать операторные скобки:
while <условие> do
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
...
<оператор n>;
end;

2. Цикл с постусловием.
Для реализации цикла используется составной оператор, состоящий из операторов repeat и until.
В общем виде цикл записывается так:
repeat
<действие>;
until <условие>;

Пример: задано целое число. Вывести на печать все цифры введенного числа.
1 способ:

var a,b:longint; Begin read(a); repeat b:=a mod 10; writeln(b); a:=a div 10; until a=0; End.


2 способ:

var a,b:longint; Begin read(a); while a<>0 do begin b:=a mod 10; write(b:3); a:=a div 10; end; End.


3. Цикл с параметром.

Для реализации в языке Pascal используется составной оператор, состоящий из операторов for, to, downto, do и при необходимости из операторных скобок. Переменная параметр обязательно объявляется в декларационной части программы и может принадлежать одному из порядковых типов.
Если при изменении переменной параметра необходимо использовать переход к следующему значению, то используется оператор to; если переход необходимо осуществить к предыдущему значению, то используется оператор downto. Тогда в общем виде цикл записывается так:
for I:=I0 to In do
begin
<оператор 1>;
<оператор 2>;
...
<оператор n>;
end;