Философия Аристотеля
384 – 322 гг. до н.э.
Характер Аристотеля и его отношения с Платоном. Аристотель – выдающийся ученик Платона. Аристотель – главная неудача Платона. Аристотель не различал идеи и понятия, но понимает под этим вещи. «Платон мне друг, но истина дороже», но неизвестно, по какому поводу это было сказано
Воспитывал Александра Маледонского при дворе, был врачом его отца. Именно Аристотель воспитал в Александре великий дух, стремление объединить всех
Философия становится фундаментов для возникновения империй. Всеобщий идеал – идеал справедливости. Но Александр был слишком великодушен. И между ними были настороженные отношения, особенно после убийства Колисфена, внучатого племянника Аристотеля => cлухи о том, что именно Аристотель нашел и передал яд для отравления Александра
По слухам, Аристотель покончил с собой с помощью яда. Дом свой завещал гетере
Придал философии схоластическую форму
Первый психолог. Логика, биология, физика, геология, антропология, поэтика, политология – все это создал Аристотель
Основные критерии научности:
· Общезначимость
· Объективность (непредвзятость)(познавая истину, нужно стараться смотреть на вещи непредвзято, как бы с точки зрения «чистого субъекта»)
· Воспроизводимость (любая научная истина должна воспроизводиться)
Платоновская философия следует другому принципу: «Если тебе рукоплещет толпа, посмотри, где ты согрешил». Истина предвзята, невоспроизводима, она исполняется лишь раз. Аристотель и Платон – основатели разных способов познания. Аристотель распространял свой метод познания и на философию
Основные аргументы Аристотеля против идей Платона:
· Не может существовать сущность отдельного от того, чего она есть сущность. На место «идеи» нужно поставить «понятие». Аристотель не выходит за рамки пещеры материи
· Идеи бесполезны для познания, поскольку каждой вещи соответствует множество идей, а сущность должна быть одна. У Платона много идей – это стадии развития
· «Третий человек». Если два человека похожи руг на друга, их сходство можно выразить идеей третьего человека (например, идея белого человека). по Аристотелю, это редукция к дурной бесконечности. По Аристотелю, это критерий выделения общего
· Проблема автореферентности идей: обладает ли сама идея тем свойством, которое она сообщает вещам? Аристотель делает это проблемой, не понимая, что такое идея
Четыре причины:
· Материальная (из чего?). Материя есть случайное в вещи, субстрат, привходящие (акциедентальные) свойства. Это то, чем все веи отличаются друг от друга
· Формальная (сущность, форма). Форма – необходимое в вещи, это есть сущность вещи. Это то, чм все вещи похожи
· Целевая (зачем?)
· Действующая (благодаря чему?)
Идея дома – надежное укрытие от внешних стихий (по Платону)
Действие и движение. Движение, его виды:
o Возникновение и уничтожение
o Количественный рост и уменьшение
o Качественное изменение
o Простое перемещение в пространстве
Движение – переход возможностей в действительность. Его отличительный признак – движенеи не содержит в себе своей цели. Действие (эргон) – то, что содержит свою цель. Отсюда понятие энергии, душа есть энергия души. Энергия – осуществление свойств, заложенных в душе
Отделимость. Душа – функция тела, тогда она смертна. Но Аристотель не согласен с этим: в душе есть и бессмертная (разумная) часть души. Разум способен познавать все, следовательно, должен быть от всего отделен, т.е. он не зависит ни от чего материального. Два вида разума: возможностный (познает все, изменяется, смертны; испытывающий воздействие от вещей) и действительностный (ничего не мыслит, но все познает; неинтенциональный разум, чистое сознание; через него человек при жизни может приобщиться к вечности)