Теория познания Платона
Метод познания – диалектика. От слова «диалог» - разговор. Диалектика – искусство вести беседу (приставка диа – между, а ди – два). Это искусство приходить к истине в ходе беседы, искусство задавать вопросы и провоцировать правильные ответы. У Плптона: диалектика – искусство схватывать суть вещи в понятии. Две части: восхождение от мира теней в мир идей (индукция – наведение, от частного к общему; эротическое влечение к истине), обратное движение в пещеру (дедукция – выведение, от частного к общему)
Человек – животное разумное
Наиболее эффективный метод получения понятия – дихотомия, разделение объема на два
Человек – существо наземное, сухопутное, стадное, безрогое, двуногое
Категории тождественное (свойство вещи быть самой собой) и иное (свойство вещи отличаться от всех других). Бог является абсолютно тождественным, в нет инаковости
Типы познания и познавательные способности
Сверхразумное достижение | Словно от искры в душе ученика зажигается свет… | Абсолютный идеализм |
Разум | Интуитивное «видение» чистой мыслью мира идей | Объективный идеализм |
Рассудок | Способность судить – подводить чувственно воспринимаемые вещи под идеи | Релятивизм |
Вера | Выработка догадок о вещах на основе веры в их существование | Реализм |
Уподобление |
Отдельно чувства не являются источником знаний. Функции чувственного познания(по Когену): познание единичных вещей, познание конкретных качеств. Чувства – только материал для рассудка
Познание посредством идей
Нулю ничего (не) соответствует. Математика – методы чистого разума – операции с идеями.
Теория припоминания. У каждого человека есть врожденная идея красоты
Психология Платона. Учение о душе. Первое рождение души – обязательно человеческое, причем мужское. О души есть много родин. Три начала: низшее – вожделеющее начало (начало желаний, привязанностей, страстей), яростное начало (тюмоидес; эмоциональное начало, дейстельное), разумное начало (мудрость, понимание)
Душа человека: соединение слепого и хромого
Две части души: смертная (создается богами помощниками), и бессмертная (создана Демиургом). Бессмертным остается только дух человека, его бессмертное начало
Образ души как колесницы: разум – возничий, кони – страстное и эмоциональное начала. Такое сравнение есть в Какха Упанишаде: там есть еще и Атман – высшее Я, пассажир и владелец колесницы
Учение об идеальном государстве
ЛЕКЦИЯ №16 (20.12.12г.)