Политические преобразования 60-70-х гг. XIX в.
Александр II не обладал последовательной и продуманной системой политических взглядов, был весьма консервативен, однако здравый смысл и заветы гуманного воспитания подтолкнули его к проведению либеральных реформ.
На осень 1861 — начало 1862 г. приходится целая серия важнейших перестановок в правительстве. В министерство финансов назначается М. X. Рейтерн, в военное министерство — Д. А. Милютин; министром народного просвещения стал А. В. Головин, министром государственных имуществ — А. А. Зеленый, а юстиции — Д. Н. Замятнин. Эти государственные деятели были сторонниками постепенных реформ, имели репутацию людей с прогрессивными взглядами. Впоследствии они получили у историков наименование «либеральных бюрократов», или «просвещенных бюрократов». На эту «команду», которая сумела привлечь к работе широкий круг высококлассных специалистов, экспертов, опирался царь при подготовке и проведении ряда важных преобразований в политической сфере.
В январе 1862 г. российское правительство впервые в истории страны опубликовало государственный бюджет, точнее — роспись государственных доходов и расходов. Распоряжение императора о ежегодной публикации бюджета к всеобщему сведению было сделано в форме указа 1 января 1862 г. Впервые российские подданные получили возможность знать сумму налоговых поступлений, а также статьи и суммы расходной части.
Университетская реформа была связана с возросшим спросом на образованных людей. Введенный в 1863 г. университетский Устав предоставлял широкую автономию университетам: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, предоставлялась свобода в распределении внутренних денежных средств и т. д. Вузы получали литературу из-за границы и издавали свои труды без цензурного контроля. Совет университета стал сам решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администрации — попечитель учебного округа — лишь наблюдал за его работой.
Школьная реформа внесла качественные изменения в систему образования. Гимназический устав 1864 г. ввел равенство в среднем образовании всех сословий и вероисповеданий. Для гимназий устанавливалась плата, но они были бессословными и делились на классические и реальные. В классических глубже изучались гуманитарные, в реальных — естественные и точные науки. В пореформенной России действовали три типа начальных школ: министерские, земские и церковноприходские, целью которых ставилось начальное образование через преподавание чтения, письма, арифметики и закона Божьего.
С эпохи Александра II началось движение в сторону решения проблем женского образования. В первой половине XIX в. Россия не имела регулярного женского образования. В 1858 г. были открыты в Петербурге и Москве женские училища, причем московское находилось под покровительством императрицы. Позже женские училища стали открываться во всех губернских городах. С 1862 г. вводились женские гимназии, а в 70-х гг. XIX в. были созданы Высшие женские курсы. Бестужевские курсы в Петербурге, наиболее известные в стране, давали основательное высшее образование.
Земская реформа вносила серьезные изменения в управление страной. В 1864 г. в России вводились земские учреждения. Распорядительные (уездные и губернские земские собрания) и исполнительные (уездные и губернские земские управы) органы местного самоуправления избирались на три года. Члены земских собраний получили название «гласных». Их избрание проходило по трем избирательным куриям (категориям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянских общин. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы.
Политических прав у земств практически не было. Не обладали они и законодательной инициативой. В компетенцию земств входили вопросы народного образования, здравоохранения, благотворительности, благоустройство дорог, забота о местной торговле и промышленности. Организация земствами школ, больниц, сиротских домов способствовала решению насущных проблем жизни населения. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. Они не подчинялись местной власти — губернатору, но тот наблюдал за законностью земских решений, правительственная администрация также утверждала председателей земских управ.
Введение выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесословности было большим прогрессом. Однако в организации земств современниками отмечались некоторые изъяны:
+ постоянно поддерживался значительный перевес дворян в земствах;
♦ председателями земских собраний были главы сословных дворянских органов —
предводители дворянства;
+ вводились земства лишь в 34 губерниях центральной России.
Однако и ограниченные в правах земства показали свою жизнеспособность, а земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.
Городская реформа в 1870 г. привела к созданию городского выборного самоуправления, которое строилось на таких же принципах, как и земское. В его задачи входили такие же хозяйственные вопросы. Каждые четыре года в 509 городах избирались городские думы, которые формировали городские управы. Руководил и городской думой, и управой городской голова. К выборам допускались все сословия, но высокий имущественный ценз сильно ограничивал круг избирателей. Значимость голоса избирателя зависела от тех налогов, которые он платил в бюджет города.
Судебная реформа, начавшаяся с 1864 г., стала наиболее последовательной из всех буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.
В стране вводились новые судебные учреждения — коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и судебная палата (несколько судебных округов). Суд стал бессословным, то есть одинаковым и равным для всех сословий. Низшей инстанцией был мировой суд, ему поручались гражданские дела. Важные дела рассматривались в окружном суде коллегией присяжных заседателей. Сами присяжные выбирались из дворян, горожан и крестьян, тем самым был определен всесословный принцип суда. Присяжные определяли виновность или непричастность к преступлению, а судья вел заседание и определял меру пресечения и наказания. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат. Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Следствие проводил судебный следователь. Решения судов могли быть обжалованы и в виде апелляций подавались в судебные палаты, а затем и в высшую судебную инстанцию империи — Сенат. Коронного судью назначал министр юстиции. Назначение было пожизненным, жалованье высоким, что позволяло говорить о независимости коронных судей от административных органов.
Открытость судебного процесса, приток в ряды прокуратуры и адвокатуры талантливых деятелей постепенно меняли отношение общества к суду в России, прежде всего в городах. Быстро завоевали уважение и мировые судьи, рассматривавшие широкий круг дел. Новые порядки сделали судебные заседания заметным общественным явлением. Во многих газетах и журналах создавались разделы судебной хроники.
Реформа печати началась с отмены в 1865 г. предварительной цензуры для книг и столичной прессы. Вводилась карательная цензура: теперь наказывали за уже опубликованные материалы, вплоть до закрытия издания. Для провинциальной печати и массовых народных изданий цензура сохранялась. Осталась и особая духовная цензура. Однако в этот период печать стала более свободной, появилось слово «гласность», которое вновь «воскресло» в период перестройки 1985-1991 гг.
Церковная реформа была направлена на ликвидацию сословной замкнутости православного духовенства. Отныне священниками могли становиться не по наследству, а по призванию, по личному выбору. Духовные академии и семинарии сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала выборности, самоуправления. Правительство расширило права иноверцев, старообрядцев, сектантов.
Военная реформа растянулась на долгие годы. В ходе ее проводилась реорганизация военного управления, проходило перевооружение армии, совершенствовалась военно-судебная система, улучшалась деятельность военно-учебных заведений. Программу коренного переустройства русской армии представил Д. А. Милютин (1816-1912), который с 1861 г. около 20 лет являлся военным министром.
Страну разделили на пятнадцать военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненных военному министру. Было централизовано и упорядочено управление войсками, военные суды и учебные заведения сближались по устройству с гражданскими вузами. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской обязанностью, распространявшейся на все мужское население империи, достигшее 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался срок службы в шесть лет. Мужчины, отслужившие действительную службу, увольнялись в запас на девять лет. На флоте служили семь лет и три года находились в запасе. Значительные льготы давались с учетом образования: выпускник начальной школы служил четыре года, средней — полтора года, высшей — полгода. Причем студенты высших учебных заведений по закону от обязательной воинской службы освобождались вчистую, но обычно проходили полугодовую службу на добровольных началах и назывались вольноопределяющимися.
Армия играла значительную роль в распространении грамотности, так как всех неграмотных во время службы обучали, что стимулировало рост образованности в стране. В 60-е гг. XIX в. по настоянию военного министра были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.
Реформирование России шло в ногу с веком. Для многих стран 1860-1870 гг. были временем всесторонней модернизации. В 1861-1865 гг. в США было ликвидировано рабство, произошла гражданская война между Севером и Югом, после чего начался быстрый экономический рост. В 1867-1868 гг. началась европеизация Японии, получившая название «революции Мэйдзи». В 1870 г. завершилось объединение Италии. А в 1871 г. возникла объединенная Германия. Современники называли проведенные Александром II реформы 60-70-х гг. XIX в. «великими», так как они изменили облик государства, проникая во все сферы жизни общества. Они открыли путь интенсивному экономическому развитию, значительно продвинули Россию по пути капитализма, изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Однако политическое преобразование страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией.