Стартера изучаемых автомобилей
Включатель стартера, цепь дистанционного управления
Учебный вопрос № 4.
Система электрического пуска предназначена для проворачивания коленчатого вала двигателя с частотой необходимой для пуска.
Основными элементами системы электрического пуска являются
стартер СТ142Б2 М1;
- аппаратура управления стартером (выключатель приборов и стартера ВК353 (или ВК354) S21, реле стартера 738.3747-20 К1, реле блокировки стартера 3302.3777 V2);
- источник электрической энергии (две аккумуляторные батареи
6СТ-190АП (G2, G3), соединенные последовательно);
- розетка внешнего пуска ПС315 Х35;
- соединительные провода.
Система работает следующим образом: При переводе ключа выключателя приборов и стартера ВК353 (рис. 7) в положение I на вывод 2 реле блокировки стартера подается питание от аккумуляторной батареи. При этом триггер принимает свое исходное состояние при котором реле включения стартера РС530 соединено с корпусом автомобиля. При пуске двигателя ключ выключателя приборов и стартера устанавливают в положение II.
Рис. 7. Система электропуска КамАЗ
Срабатывает реле включения стартера РС530. Ток через обмотку реле протекает по пути: «+» аккумуляторной батареи, контакты ВК353, вывод К, обмотка реле включения стартера, вывод 3 реле блокировки стартера, открытый транзистор триггера реле , вывод 1, «масса», «-» аккумуляторной батареи.
Контакты реле включения стартера замыкаются и подключают тяговое реле стартера к АКБ. Одновременно тяговое реле через двуплечий рычаг вводит шестерню стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика. Ток от «+» AКБ протекает через замкнутые контактным диском болты тягового реле на электродвигатель стартера, корпус и «-» батареи. При вращении коленчатого вала двигателя импульсы положительной полярности (от датчика тахометра или генератора) поступают на вход 4 реле блокировки стартера, а скорость вращения маховика превышает скорость шестерни привода. Происходит пробуксовка храповой муфты.
Для преподавателя:
- стартер СТ142Б2 М1;
- две аккумуляторные батареи 6СТ-190АП (G2, G3);
- выключатель приборов и стартера ВК353 (или ВК354) S21;
- реле стартера 738.3747-20 К1;
- реле блокировки стартера 3302.3777 (V2);
- розетка внешнего пуска ПС315 Х35.
При определённой частоте вращения коленчатого вала реле блокировки прерывает цепь питания обмотки реле включения стартера и стартер выключается. Для повторного включения стартера необходимо перевести выключатель приборов и стартера сначала в положение О («выключено»), а затем последовательно в положение I и II. Дублирующий выключатель ВК317А2 используется для пуска двигателя при выполнении регулировочных работ в моторном отсеке автомобиля.