Этапы развития йоги.
Этап 1: протошаманизм
Yoga = Запрягание духов, сил природы и психических сил.
Баба – яга (йога) – может быть этой йогиней в этом первом смысле.
Этап 2.
Эпос, упанишады.ю Бхагавадгита
Yoga = воссоединение с Высшим –Я= Re-ligio (восстановление утраченной связи).
То есть во втором случае йога это религия.
4-2 века до нашей эры.
Кришна – высшее я.
Орджуна – оилцетворение личности человека, низшее я.
йога -Соединение кришни и ордужина – сложно.
Этап 3.
Классическая йога – Патанджали Yoga =vyoga = разотождествление с низшим Я. Свобождение от уз матери.
Йога как разъединения высшего и низшего Я.
Опирается на упанишады (об иллюзорности внешнего мира), положения человека характеризуется как присутствии наблюдателя.
Разновидности йоги:
· раджа - царская йога, меняет свое значение при переходе от 2 к третьему этапу. 2 этап- означает синтез, это любящая деятельность, интеллектуальное действие. Йога сосредоточенного внимания.
· Карма – йога действия – более низкие уровни
· Джняна – йога знаний – более низкие уровни. Освобожднеия посредством философии. Яркий представитель Шри Шанкарачарья. Шри Рамана
· Бхакти – йога любви (эмоциональная) – более низкие уровни. Радха и Кришна (идеальные возлюбленные; не муж и жена; Кришна был женат на другой). Хануман, несущий в груди Раму и Ситу (муж и жена). Вишнуитские святые поэты – альвары (экпрессия чувств). Шри Чайтанья (учение: освобождения посредством любви).
· Кундалини –йога – описание змеиной силы, которая находятся в районе позвоночника. Пробудить эту силу и заставить подняться по позвоночному стволу до макушки головы.
Образ змеи-человека
· Тантра йога (она не современная) – это древнейшая из йог. Необходимо присутсвие противоположного свойства для пробуждения тантрической йоги. Человек: внутри двухполое существо.
Современные типы йоги.
· Крия-йога. Парамахамса йогананда и Свами Вишвананда. Йога действия.
· Интегральная йога Шри Ауробиндо – совершенствования тела, души и духа.
· Агни Йога (огненная йога). Огонь это символ психической энергии. Елена Ивановна Рерих и Махатма Мория.
Нравственная подготовка | ЯМА (смерть) человек должен умереть в определенных частях своего существования | Не-ложь | |
Не-воровство | |||
Не-прелюбодеяние | |||
Непричинение вреда живым существам | |||
Непринятие даров. | |||
НИЯМА (утверждение в человеке положительных качеств) | Внешняя чистота | ||
Внутренняя частота | |||
Удовлетворенность | |||
Тапас (огонь, жар) | |||
Преданность Ишваре (Ишвара – Бог, господь) человек не может только на свои силы рассчитывать, помощь высших сил неободимо | |||
Хатха-йога | Асана (удобная поза) | Медитативная | Гимнастическая (много) |
Пранаяма | Бхастрика | Удджайи | |
Пратьяхара | Обращение чувств внутрь себя | ||
Раджа-йога | Дхарана | «Удержание» внимания на 1 точке | |
Дхьяна | Медитация | ||
Самадхи | Экстаз (выступание из себя) |
Яма и нияма –очистить человека от всего ненужного, нравственное очищение.
5 клеш (сковывающих факторов):
Авидья | Неведение |
Асмита | Самость |
Рага | Страсть |
Двеша | Отвращение |
Абхинивеша | Привязанность к собственному существованию |
Медитативные асаны.
Сиддхасана.
Визуализация божеств как метод йоги.
Самадхи. Из темени человека в образе светящегося шарика отправляется душа, посмертное освобождение человека на земле на другие планеты (Юпитер и Венера).
ЛЕКЦИЯ №8 (25.10.12г.)
Зачет: будет список первоисточников, которые желательно прочитать к зачету. Возможно, на зачете будет задание проинтерпретировать один из этих текстов. Еще будет содержательный вопрос. Зачет сдается в коллективной форме