Романтизм, либерализм, дарвинизм

В конце XVIII в. в европейской и американской культуре значительное рас­пространение приобрел романтизм. Это идейное и художественное направление отразило разочарование в итогах Французской революции, в идеологии Просве­щения и общественного прогресса. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности стремление к безграничной свободе и совершен­ствованию, к личной и гражданской независимости. Для романтического миро­восприятия и искусства наиболее важным было неприятие грубой социальной действительности, «прозы жизни», которые сильно расходились с идеальными представлениями. Увлеченные романтизмом писатели, художники, актеры изо­бражали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, героизировали протест и борьбу против несовершенства жизни и несправедливости. Философия романтизма была систематизирована в трудах немецких философов Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. Романтическим видением мира пронизано творчество немецких писателей В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофмана, английских поэтов Д. Байрона и Шел­ли, русских поэтов В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова и многих других творцов в разных странах.

Основателем современного либерализма считается философ Джон Локк (1632- 1704), который считал, что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения — общественного договора. Высшей целью всякого общества, государства Локк считал сохранение и защиту личной свободы, которую наравне с равенством и частной собственностью он рассматривал как естественные права человека. Широкое распространение получили взгляды философа-идеалиста Джорджа Беркли (1685-1753) и агностика, сторонника не­познаваемости природы, Давида Юма (1711-1776).

В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель, обобщил результаты собственных наблюдений во время плавания на корабле «Бигль» (1831-1836) и достижения современной ему биологии и селекции, на основании чего выявил факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он обосновал гипотезу происхождения чело­века от обезьяноподобного предка. Эволюционная теория Дарвина опровергала представления о божественном происхождении человека, господствовавшие на протяжении тысячелетий, и была встречена жесткой критикой. В США в некото­рых штатах принимались решения, которыми запрещалось ознакомление детей с дарвинизмом в школах.