Психофизическое строение человека

5 скандх (агретатов)

Самскара Комплекс ментальной кармы
Виджняня Комплекс осознания
Самджня Комплекс распознавания
Ведана Комплекс чувственного познания
Рупа Телесная форма

 

Существуют различные слои причинности, но у всего есть причина. Существует особая душевная причинность. Душа не сводима к телу, это другой тип отношений и функций. Это не вечные сущности. Душа есть, но это такой же комплекс отношений, что и тело. Психические причины порождают физические следствия

Буддийская концепция перевоплощения. Человек перевоплощается в течение жизни, человек – это поток (сознание как поток – Д. Юм. Я – пучок восприятий, он меняется на протяжении всей жизни, т.к. в одно время меняется только часть пучка, создается иллюзия постоянства, есть только относительное постоянство Я; У. Джеймс: более современная вариация теории Юма). Так что же может перевоплощаться? Все причинно, цепь причинности нельзя разорвать. Отсюда: после смерти возникают новые скандхи. Сила, передающаяся при перевоплощении – причинная энергия, она не пропадает после смерти человека, она сразу же зачинает новое тело. Традиция перерожденцев (ктулку: они могут перевоплощаться сознательно)

Пять классов живых существ: боги (дэвы; индийский пантеон), люди (меньшие способности), голодные духи (души умерших, лишенных вечного пропитания), животные (страдают меньше голодных духов, но это воплощение нежелательно), обитатели адов (нараке – ад на санскрите). Выход из этого круга перевоплощений: все будды прошлого достигли освобождения посредством обетов (тапов). Наиболее благоприятное воплощение для достижения нирваны – человек. Просветление для богов и животных – единичный слуЧань

«Учение о зависимом происхождении»

Цепь 12 нидан (12 причин страдания)

1. Авидья (неведение)
2. Самскара (ментальные стереотипы, порожденные неведением)
3. Виджняна (сознание)
4. Нама-рупа (имя-форма)
5. Шад-аятана (6 органов чувств)
6. Спарша (соприкосновение)
7. Ведана (приятные и неприятные)
8. Тришна (жажда приятных ощущений)
9. Упадана (привязанность)
10. Бхава (становление)
11. Джати (рождение)
12. Джара-марана (старость и смерть)

Нифилоцигия – наблюдение за облаками и приписывание им различных форм

Чтобы устранить страдание, необходимо избавиться от самой первой причины – неведения (это единственный грех в буддизме; о несуществовании постоянного Я, о постоянных сущностях)

«Школы» буддизма» и ступени критики опыта

«Школы» буддизма Реальны ли «протяженные объекты»? (связи между дхаммами) Ступени «критики опыта» (восходящая шкала анализа)
Вайбхашика Объективно реальны Реализм
Саутрантика Относительно реальны Релятивизм
Йогачара Реальны только в сознании Объективный идеализм
Мадхьямика Нереальны («пусты» Абсолютный идеализм

 

Будда дал «первое приближение к истине»

Все мгновенно, все есть сумма отношений – принципы раннего буддизма

Реальность – вещь в себе. Все, что мы познаем – относительно (по Канту)

Гуссерль: реализм – это наша изначальная установка

Антропный принцип: мы наблюдаем процессы определенного рода, поскольку остальные процессы не происходят без свидетелей. Уиллер: человек – не только наблюдатель, но и участник создания той картины мира, которую он наблюдает

9 лет – сутры, 5 лет – тунтры (работа с сознанием) – 14-летнний цикл обучения

Хинаяна («Малая колесница»). К ней принадлежит Вайбхашика. Человек сам все делает за себя, все достигается своими усилиями

Махаяна («Большая колесница». Ее основатель – Нагарджуна (1 в. до н.э. – 6 в н.э.), он учился у нагов (полумифических существ). Основной догмат этой школы:

· Сансара есть нирвана

o (Если) согласованны, или причинны, отдельные вещи – мы зовем этот мир феноменальным

o Но именно то же самое называется Нирваной, если мы берем его без причинности, без согласованности

Человек ошибочно считает себя скованным. Если понять эту ошибку, можно сразу же освободиться

Мы воспринимаем мир через призму согласованности и призму причинности. Если это лишиться – возвращаемся к буддовости

Мы не можем провести границу между причиной и не-причиной. Причина исчезает до того, как появляется следствие

Если бы мы были отказаться от концепции причинности, мы могли бы освободиться

Три тела Будды: Дхарма (чистая духовная реальность; АдиБудда – безначальный Будда

Дхармакая Адибудда, олицетворение Дхармы
Самбхогакая Дхиани-Будды, олицетворения совершенств Будды
Нирманакая Земные Будды и великие Бодхисаттвы

 

Буддизм постепенно стал религией (благодаря школам Махаяны, тибетской религии Гон (шаманизм))

Локапала => Дхармапала

Баттхисатва – в нем сосредоточены все чаяния простого буддиста

Будда Грядущего – Майтрейя

_____

«Каждый человек есть то, во что он страстно верит!»

ЛЕКЦИЯ №6 (11.10.12г.)