Философия Упанишад
8 – 4 в. до н.э.
Стремление сбежать из одного мира в другой – эскапизм. Возникновение учения о реинкорнации
Мантра из Брихадараньяка упанишады: Веди меня от неистинны к истине. Веди меня от тьмы с свету. Веди меня от смерти к бессмертию
Махавакьи (величие речения) Атмавидья Упанишад: Я Брахман. Ты есть То. Атман есть Брахман. Не это, не это. Понимание есть Брахман
Структура психокосмоса Упанишад
Психологичексие состояния | Оболочки (коща) человека, по признаку отделимости | Ведийские миры (локи) | Ипостаси (упадхи) божества | Основные пути йоги |
Турия | Ананда (блаженство) | Махас и высшие миры | Парабрахман (абсолют) | Раджа-йога |
Сушупти (сон без сновидений) | Сознание, понимание) | Свар | Ишвара (=господь) – творец и наблюдатель | Джняна-йога |
Свапна (сон со сноведениями) | Манас (ум, рассудок) | Бхувах | Хираньягарбха (душа мира) | Бхакти-йога |
Джаграт (бодрствование) | Прана (жизненная энергия) | Бхур | Вират – космос как тело бога | Карма-йога |
Аннам (пища) |
Человеческое существо – первые три оболочки
Закон Кармы (работа, труд; закон нравственной причинности, пространственной справедливости): если человек нарушает своим действием равновесие мира, то он будет испытывать на себе последствия этого неравновесия, пока не исправит его
Тапос – средство сжечь старую карму. Чтобы не накапливать новые кармы, необходимо недеяние, действие не от своего имени – на этом основано колесо Сансара и принцип освобождения
Понятие Майя (космическая иллюзия). Притча о боге Вишну и об Ананде. Все, что нас окружает – есть майя, условность, виртуальная реальность. Чтобы освободиться от нее, необходимо сжигать старую Карму и не создавать новую
ЛЕКЦИЯ №4 (26.09.12г.)