Россия и Европа в XVIII в. Изменения в международном положении империи

На протяжении XVIII в. международное положение России изменилось ради­кальным образом. Россия получила выход в Балтийское и Черное моря. Россий­ские эскадры барражировали в водах Средиземного моря. Российские правители считали своей стратегической задачей приобрести контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, потеснить Турцию на Балканском полуострове. Россия выступала как освободительница православных христиан (греков, сербов, болгар и др.) от турецкого ига, которое длилось несколько веков.

В 80-е гг. XVIII в. Екатерина II выступила с так называемым «греческим про­ектом». Австрийскому императору Иосифу II предлагалось создать буферное государство между Российской, Османской и Габсбургской империями в составе Молдавии, Валахии и Бессарабии под названием Дакия во главе с монархом-хри- стианином. Строились и планы освобождения Греции от османов.

Постоянно росла экономическая мощь русского государства. Русская армия весь XVIII в. практически не знала поражений. «Без моего решения в Европе не стреляет ни одна пушка», — говорила Екатерина II.

Первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 г., были члены команды бота «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштур­мана И. Федорова. Это была экспедиция А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого 1729-1735 гг. С 1799 по 1867 г. Аляска находилась под управлением Русско-аме­риканской компании.

Г. И. Шелихов (1747-1795) организовал коммерческое торговое судоходство между Курильской и Алеутской островной грядой с 1775 г. В 1783-1786 гг. воз­главлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой основал первые русские поселения в Северной Америке.

За внешнеполитическими успехами России, усилением ее геополитического положения, за активной колониальной политикой с большим беспокойством на­блюдали в Англии, Франции, других европейских странах.

8. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку Просвещения»

В духовно-культурной сфере благодаря широте кругозора и энергии Петра I появилось много новшеств.

Значительный импульс получило образование. В начале XVII в. о создании университета задумывался Борис Годунов, но из первой группы, посланной на обучение за границу, никто не вернулся. В России в 1687 г. открылась Славяно- греко-латинская академия, но зарождение высшего образования принято связывать с именем Петра Великого, который учредил Навигацкую школу в Москве в 1701 г. В 1715 г. Навигацкая школа была переведена в Санкт-Петербург. Она именовалась Морской академией, Морским кадетским корпусом, а теперь известна как Выс­шее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе — старейшее в Санкт-Петербурге учебное заведение. Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специ­алистов для армии, флота, государственной службы.

Первые университеты в Европе появились в XI в. Некоторые считают, что это был университет в Константинополе (1045), другие отдают предпочтение Болон- скому университету (1051). В 1200 г. появилась знаменитая Сорбонна в Париже, затем Оксфорд­ский, Кембриджский университеты и т. д. К концу XV в. в Европе действовало 60 «храмов науки». Их служители — профессора (от лат. «преподава­тель») — обладали значительными правами в орга­низации внутренней жизни университетов, имели автономное самоуправление. Профессорские кор­порации избирали деканов (буквально с лат. означа­ет «десятник, руководитель группы из 10 человек»), ректоров (от лат. «управитель»), присуждали про­фессорское звание, учили, экзаменовали и наказы­вали студентов. Студенты же быстро превратились в особую группу горожан, отличавшуюся энергией, сообразительностью и вольнолюбием. В студенче­ской среде возникали разного рода корпорации. Корпоративный дух был весьма характерен для формирующейся европейской интеллигенции.

В 1725 г. в России была основана Академия наук, а при ней университет. При университете имелась академическая гимназия.

Первым музеем стала Кунсткамера. Стала выходить газета «Ведомости». Но­вой столицей страны стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 г. В новом городе велось крупномасштабное строительство но единому архитектурному замыслу.

При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в ду­ховных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Еще в 1730 г. только для дворян был создан закрытый Кадетский корпус. Для дворян образование было обязательным. Обычным стало получение образования за границей или с помощью частных учите­лей — гувернеров, часто также иностранцев. Смольный институт давал образование преимущественно дворянским девочкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным.

В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских достижений. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые ис­пользовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А. К. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремес­лами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.

Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появилась пер­вая газета — «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, в прозе — Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.

За XVIII в. огромный шаг вперед сделала архитектура. Многие постройки, украшающие обе российские столицы, были возведены в эти сто лет. Столицей Петербург считается с 1712 г., когда из Москвы на берега Невы переехал царский двор. Специального указа, объявлявшего новый город столицей, не было. В 1712 г. царь утвердил именной список тысячи двухсот дворян, обязанных переселиться в Петербург. В 1713 г. в Петербург переехал Правительствующий сенат — коллеги­альное законосовещательное учреждение, заменившее московскую Боярскую думу.

Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для знатных и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана «северной столицы» осуществлена П. М. Еропкиным. Он же перевел на русский язык первую книгу по архитектуре. В 1714-1715 гг. Петр I лично руководил застройкой Выборгской стороны, Васильев­ского острова, строительством пригородных дворцов в Петергофе, Екатерингофе, Ораниенбауме. По всей стране запрещается каменное строительство; каменщики и «прочие художники» строительного дела концентрируются в новой столице. С при­ездом из Франции Ж.-Б. Леблона были созданы 19 мастерских, которые готовили кадры строителей, владеющих самыми передовыми методами и идеями той эпохи.


В Петербурге быстро развивалась производственная инфраструктура, связан­ная с обслуживанием нужд армии, флота, государственных учреждений, двора, строящегося города. Петербург на глазах одного поколения превратился в круп­нейший центр российской внешней торговли. Здесь размещались государственные учреждения. В 1722 г. началось строительство монументального здания Двенадцати коллегий, предназначенного для Сената и остальных высших государственных инстанций. (В этом здании в настоящее время размещается Санкт-Петербургский государственный университет.) Петропавловский собор стал усыпальницей рус­ских царей, начиная с Петра Великого.

В 1703-1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вы­чурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером Ф. Б. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Цар­ском Селе и Большой дворец в Петергофе.

С 60-х гг. XVIII в. до 40-х гг. XIX в. преобладал классицизм. В. И. Баженов построил Пашков дом в Москве (здание Библиотеки им. В. И. Ленина), Ин­женерный замок в Петербурге, разработал грандиозный план реконструкции Кремля. М. Ф. Казаков в этом стиле выстроил Кремлевский Сенат, старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге мастер классицизма Д. Кваренги построил павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт.

В живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И. П. Аргунов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др.

В XVIII в. российские правители сделали крупные приобретения, которые по­ныне составляют гордость страны: коллекция скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меценатов вы­ступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.

В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуще­ству дворяне, зачастую иностранцы. Участвовали и другие слои населения, даже выходцы из крепостных.

Петровские реформы означали мощный прорыв в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.

Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возни­кает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов.

Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном от­ношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии.

Происходит решительное обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается.

В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потреб­ностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно достаточно условно отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров.