Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства

Тема: Россия и мир в XVIII - XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

Лекция № 7

1. XVIII век в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума»

XVIII в. называют веком Разума, а также веком Просвещения. В этом веке скла­дывается само понятие «цивилизация». С позиций разума, рационального подхода изучается весь окружающий мир.

Ученые пытаются систематизировать свои представления о природе, видя в ней определенное разумное начало. Швед Карл Линней в «Системе природы» (1735) дал классификацию растительного и животного мира. Он использовал так называемую бинарную номенклатуру, обозначая каждый вид двумя латинскими названиями — родовым и видовым. Он описал свыше 1500 новых видов растений. Он первым определил высший класс животных — млекопитающих. К этому классу К. Линней отнес и человека, включив его в отряд приматов. Француз Жозеф Лаланд обнародовал каталог (1801), в котором числилось 47 390 звезд.

Расширялись возможности общества по защите здоровья людей от болезней и увеличению продолжительности жизни. Появилась первая книга о диете (англи­чанин Джон Арбатнот, 1731). Проведена первая успешная операция аппендицита (1736, Франция). Гипноз стал использоваться для лечения пациентов (австриец Ф. Месмер, 1774). Леди Мэри Вортли Монтегю ввела в Англии опыт вакцинации от оспы, заимствованный у турок. Другая женщина — Екатерина II — провела вакцинацию в России, начав с себя и сына. В 1780 г. француз Николя Аппер уста­новил, что при нагревании пищи в закупоренной посуде она не портится. Вскоре появились консервы.

Формируются новые представления о предназначении человека, о требованиях к нему. «Во-первых, надо исполнять свой долг перед Богом и людьми, — без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение; во-вторых, приобрести большие зна­ния, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь порядочным человеком; наконец, быть отлично воспитанным, без чего при всей твоей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но просто невыносимым... Подумай только, какой стыд и срам: иметь возможности учиться — и остаться невеждой. Человек невежественный ничтожен и достоин презрения; никто не хочет находиться в его обществе, о нем можно только сказать, что он живет и ничего больше...», — характеризовал требования к настоящему джентльмену английский граф Честерфилд в «Письмах к сыну».

После первой заокеанской экспедиции Христофора Колумба в 1492 г. началось завоевание и колонизация западного полушария европейцами. Основные террито­рии Южной и Центральной Америки и Мексика в конце XV — первой половине XVI в. вошли в состав первых колониальных империй Испании и Португалии. Трех­вековой колониальный период (до начала XIX в.) означал нарушение естественного хода развития традиционного индейского общества. Древние индейские циви­лизации были уничтожены. Значительная часть местного индейского населения подверглась беспощадному истреблению.

Состав населения Латинской Америки в течение трех веков колонизации су­щественно изменился. В конечном счете возникло несколько расово-этнических групп. Европейские колонисты и их потомки стали называться креолами. От браков представителей европеоидной расы с индейцами произошли метисы. От браков представителей европеоидной расы с неграми-рабами, которых в больших коли­чествах завозили в Новый Свет из Африки, возникла группа мулатов.

В результате взаимодействия разнородных в расово-этническом и культурном отношении элементов латиноамериканское общество формировалось как смешан­ное, стало своеобразным этнокультурным симбиозом.

В последние десятилетия усилился интерес к изучению доколумбовых цивилиза­ций в Америке, обнаруживаются сохранившиеся индейские традиции, ведется речь не об «открытии Америки», а о «встрече культур». В рамках цивилизационного подхода многое говорится о приобщении Нового Света к достижениям передовой для своего времени европейской цивилизации и культуры. Однако рассуждения о межцивилизационном обмене, о последующем синтезе индоамериканской и ев­ропейской цивилизации выглядят несколько натянутыми.

В Америке и Вест-Индии португальские, голландские, французские и особенно английские колонизаторы развернули плантационное хозяйство. Африка превра­тилась в кровавую арену охоты на чернокожих рабов, которых миллионами пере­возили через Атлантический океан для работы на хлопковых полях.

Работорговля в Африке была известна еще в глубокой древности. Из Тропи­ческой Африки, с острова Занзибар небольшие партии рабов вывозили в страны Ближнего и Среднего Востока, Египет, Индию. С VIII в. работорговля оказалась в руках арабских купцов. Рабами становились военнопленные, жертвы долговой зависимости и др. Рабы занимались сельским хозяйством, ремеслом, использова­лись на тяжелых строительных работах. По некоторым данным, около миллиона белых людей в разное время оказывались в рабстве.

В эпоху колониализма, «первоначального накопления капитала», размер и характер работорговли резко изменились. Первыми на лиссабонский рынок вывезли рабов португальцы в 1442 г., но до открытия Нового Света работоргов­ля носила еще ограниченный характер. Под покровительством папы Римского Александра IV было подписано в 1494 г. Тардесильясское соглашение. Португа­лии «досталась» огромная территория от Бразилии до Юго-Восточной Азии, Ис­пании — Америка и бассейн Тихого океана. Работорговлей занимались испанские дворяне и церковь. В XVII в. основными участниками атлантической работор­говли становятся англичане, французы, а также голландцы, датчане и ганзейские купцы германских городов. «Золотым веком» европейской работорговли стал XVIII в.

Рабов вывозили в основном из внутренних районов Западной Африки, бассейна реки Конго, Анголы, Мозамбика. Миллионы умирали от голода и нечеловеческого обращения во время длительных перевозок на невольничьих кораблях, в перева­лочных пунктах и тюрьмах, под ударами надсмотрщиков. Сами европейцы обычно не занимались поимкой будущих рабов. Их работорговцы скупали у местных афри­канских правителей в обмен на оружие, алкогольные напитки и разный хлам. Для Америки работорговля была важнейшим ресурсом для ведения плантационного хозяйства, дававшего сахарный тростник, кофе, табак и другие товары для экс­порта в Европу.

Европейская и арабская работорговля нанесла Африке невосполнимый урон. Нарушился демографический баланс, так как вывозилась наиболее работоспособ­ная часть мужского и женского населения. Изъятие рабочей силы сказывалось на нормальном историческом и социально-экономическом развитии континента. По оценкам ученых, из Африки было вывезено около 100 млн человек.