Как метко заметил французский критик Пьер Лепроон, Клер строит свои фильмы

Конструкций. Так что у фильма Клера ничуть не меньше оснований

Панорамы снизу вверх и сверху вниз производят впечатление

Рисунке, эти детали конструкции, работающие подъемники, головокружительные

Самых невероятных ракурсах, с движения, в статике, в позитивном, в негативном

Структуры Эйфелевой башни. Снятые в самых разнообразных планах, в

Документальным его можно назвать чисто условно — он не более

Среди настоящих восковых фигур, принимает за такую фигуру живого служителя.

Игорь Беленький. Лекиии по всеобщей истории кино. Книга II 253

Служителя, притворяется восковой фигурой, а Люси, заблудившаяся

Угрозы, подчеркиваемой, как правило, и композицией кадра, и декорациями, и

Для киноэкспрессионизма атмосферу зловещего напряжения, скрытой

Историю кино, этот эпизод тотчас напомнит знаменитый немецкий экспрессионистский

Его недоброжелателей оказываются в музее восковых фигур. Тем, кто знает

Эпизод, где Жан, превратившийся в бульдога, его девушка, Люси, и двое

Фантастически преувеличиваются. В этом смысле наиболее интересен

По причине своей нелюдимости, а во сне — потому что реальные интриги соперников

В реальной жизни нелюдим Жан попадает в комические ситуации именно

фильм ォКабинет восковых фигурサ Пауля Лени, снятый, кстати сказать,

за год до ォВоображаемого путешествияサ, т. е. в 1924 году. Но специфическую

освещением, Клер выворачивает наизнанку: Жан-бульдог, спасающийся от музейного

И так далее и тому подобное. Схему сновидения как особого мира (варианта

льюисовского ォЗазеркальяサ) Клер позднее обыграл в фильме ォНочные красавицы

サ (1952).

В 1926 году Клер снимает документальный фильм ォБашняサ. Впрочем,

документален, чем ォМеханический балетサ (1924) Фернана Леже, относившийся,

как помним, к ォчистому киноサ. Но у Леже мы видели и двух женщин,

их улыбки, вмонтированные в общий контекст ォмеханизированногоサ мира.

В ォБашнеサ на экране нет ничего (и никого), кроме деталей механической

изображениях, смонтированные в ォволнообразномサ ритмическом

некоего живого-неживого танца: он живой, этот танец, потому что его снимал

человек, Рене Клер, но он и неживой, ибо ォтанцуютサ здесь детали металлических

(если не больше) называться ォМеханическим балетомサ, чем у фильма Леже.

ォв соответствии с рисунком танца... или о немногих фильмах Рене Клера

нельзя сказать: ォЭто — балетサ.

Несомненным кинематографическим балетом стала и ォСоломенная

шляпкаサ, которую Клер снял в 1927 году. Это была экранизация водевиля

(или комедии с куплетами) Эжена Лабиша. Наверное, многие помнят советскую