Как метко заметил французский критик Пьер Лепроон, Клер строит свои фильмы
Конструкций. Так что у фильма Клера ничуть не меньше оснований
Панорамы снизу вверх и сверху вниз производят впечатление
Рисунке, эти детали конструкции, работающие подъемники, головокружительные
Самых невероятных ракурсах, с движения, в статике, в позитивном, в негативном
Структуры Эйфелевой башни. Снятые в самых разнообразных планах, в
Документальным его можно назвать чисто условно — он не более
Среди настоящих восковых фигур, принимает за такую фигуру живого служителя.
Игорь Беленький. Лекиии по всеобщей истории кино. Книга II 253
Служителя, притворяется восковой фигурой, а Люси, заблудившаяся
Угрозы, подчеркиваемой, как правило, и композицией кадра, и декорациями, и
Для киноэкспрессионизма атмосферу зловещего напряжения, скрытой
Историю кино, этот эпизод тотчас напомнит знаменитый немецкий экспрессионистский
Его недоброжелателей оказываются в музее восковых фигур. Тем, кто знает
Эпизод, где Жан, превратившийся в бульдога, его девушка, Люси, и двое
Фантастически преувеличиваются. В этом смысле наиболее интересен
По причине своей нелюдимости, а во сне — потому что реальные интриги соперников
В реальной жизни нелюдим Жан попадает в комические ситуации именно
фильм ォКабинет восковых фигурサ Пауля Лени, снятый, кстати сказать,
за год до ォВоображаемого путешествияサ, т. е. в 1924 году. Но специфическую
освещением, Клер выворачивает наизнанку: Жан-бульдог, спасающийся от музейного
И так далее и тому подобное. Схему сновидения как особого мира (варианта
льюисовского ォЗазеркальяサ) Клер позднее обыграл в фильме ォНочные красавицы
サ (1952).
В 1926 году Клер снимает документальный фильм ォБашняサ. Впрочем,
документален, чем ォМеханический балетサ (1924) Фернана Леже, относившийся,
как помним, к ォчистому киноサ. Но у Леже мы видели и двух женщин,
их улыбки, вмонтированные в общий контекст ォмеханизированногоサ мира.
В ォБашнеサ на экране нет ничего (и никого), кроме деталей механической
изображениях, смонтированные в ォволнообразномサ ритмическом
некоего живого-неживого танца: он живой, этот танец, потому что его снимал
человек, Рене Клер, но он и неживой, ибо ォтанцуютサ здесь детали металлических
(если не больше) называться ォМеханическим балетомサ, чем у фильма Леже.
ォв соответствии с рисунком танца... или о немногих фильмах Рене Клера
нельзя сказать: ォЭто — балетサ.
Несомненным кинематографическим балетом стала и ォСоломенная
шляпкаサ, которую Клер снял в 1927 году. Это была экранизация водевиля
(или комедии с куплетами) Эжена Лабиша. Наверное, многие помнят советскую