Характеристики авиационных боеприпасов

Принцип устройства разовых бомбовых кассет

 

Схемы раскрытия РБК мы рассмотрели ранее. Остановимся коротко на устройстве типовой РБК (рис 3.14). Данные боеприпасы имеют тонкостенный корпус 7 с ослабленными швами, закрытыми планкой 13 (кассета разрывного типа) или без них (кассета обтюраторного типа). Могут применяться с обтекателем 1 и командным прибором 2 (при внешней подвеске) или без него (для внутренней подвески). Как правило, РБК снаряжаются дистанционными взрывателями 3, вворачиваемыми в головное очко. Данные боеприпасы снаряжаются вместо ВВ боевыми элементами различного типа 8, 9.

РБК разрывного типа имеют в своем составе центральную трубу с разрывным зарядом 12, как правило, из дымного ружейного пороха (ДРП), предназначенного для вскрытия корпуса и разброса БЭ. Снаряжение кассеты производится на заводе-изготовителе, после чего она герметизируется.

Стабилизатор приварен к хвостовому конусу 12 и составляет с ним единое целое. Ушки подвесной системы привариваются на усилительную накладку 13 цилиндрической части корпуса с целью исключения разрушения корпуса и отрыва ушков в процессе транспортировки кассеты на балочном держателе.

 

 

Рисунок 3.14. Типовая РБК

1 – обтекатель; 2 – командный прибор; 3- взрыватель; 5 – колодка; 6 - головка корпуса; 7 – цилиндр корпуса; 8,9 – снаряжение (боевые элементы); 11 – накладка с ушками подвесной системы; 12 – разрывной заряд; 13 – планка; 14 – кольцо; 15 – хвостовой конус с перисто-цилиндрическим стабилизатором; 16 – труба; 17 – гайка; 18 – хвостовая втулка.

 

Таблица 4.

№ п/п Тип АБ ОН Масса снаряженной неокончательно, кг Количество БЭ, шт Тип БЭ Толщина, мм
головки средней части корпуса
РБК-250-275 АО-1СЧ осколочный переменная от 20 до 10 2,5
РБК-250 АО-1 осколочный переменная от 20 до 10 2,5
РБК-250 АО-2.5СЧ осколочный переменная от 20 до 10 2,0
РБК-500 АО-2.5РТ для внутренней подвески осколочный переменная от 20 до 10 3,0
РБК-500 АО-2.5РТ для внешней подвески осколочный переменная от 20 до 10 3,0
РБК-500-225 ПТАБ-2.5 кумулятивный переменная от 20 до 10 3,0
РБК-500-255 ПТАБ-10-5 кумулятивный переменная от 20 до 10 3,0
ОФАБ-250ШР Осколочно-фугасный    

 

 

 

Каждая из авиабомб характеризуется целым набором параметров, величин, показателей и других данных, определяющих ее боевые и эксплуатационные свойства. Основными из них являются:

- калибр;

- габаритно-массовые характеристики;

- характеристики боевого снаряжения;

- коэффициент наполнения;

- баллистические и динамические характеристики;

- характеристики поражающего действия.

Калибром авиабомбы принято называть ее номинальную массу и соответствующую ей совокупность габаритно-массовых характеристик (в первую очередь диаметр корпуса).

К габаритно-массовым характеристикам АБ относится целый комплекс параметров, определяющих их габаритные, присоединительные и ус­тановочные размеры, массу составных элементов и т.д. К ним относятся:

- общая (фактическая) масса АБ;

- масса боевого снаряжения;

- масса корпуса и его составных частей (головки, цилиндра, хвостового конуса, стабилизатора, аэродинамического обтекателя, если он есть и т.д.);

- диаметр корпуса;

- общая длина АБ и ее составных частей;

- размах стабилизатора;

- база подвесной системы;

- диаметр резьбы очка под взрыватель;

- количество очков и т.д.

Смысл указанных характеристик очевиден и не требует пояснения. Уместно еще раз подчеркнуть, что каждому калибру авиабомбы соответствует не произвольная, а вполне определенная совокупность габаритно-массовых характеристик, определенных номинальными зна­чениями с заданным допуском. Это означает, что например, в калиб­ре 100 кг бомба не может иметь произвольную массу, любой диаметр и сколь угодно большую длину. Все эти величины в рамках калибра 100 кг ограничены снизу и сверху.

Калибр авиабомбы определяется в килограммах и стандартизируется. В отечественном бомбостроении установлена вполне определенная шкала стандартных калибров: 0,5; 1; 2,5; 10; 25; 50; 100; 250; 500; 1500; 3000; 5000 и 9000 кг.

Калибр авиабомбы является ее важнейшей характеристикой, оп­ределяющей эффективность поражающего действия и способы ее применения. Он в обязательном порядке указывается в наименовании авиа­бомбы. Если фактическая масса авиабомбы отличается от калибра более чем на 5%, то она также указывается в наименовании в виде второй цифры. Например, наименование авиабомбы ОФАБ-250-270 означает, что это авиабомба осколочно-фугасного типа, калибра 250 кг и имеет фактическую массу 270 кг.

Тип боевого снаряжения (заряда) наряду с его массой является важнейшей характеристикой авиабомбы. Шифр снаряжения обязательно указывается на корпусе авиабомбы под ее кратким названием. Свойства же заряда, например, удельная энергия, плотность, температуры плавления и вспышки и др. находятся по соответствующим справочникам. Если же некоторые из этих данных имеют существенное значение для определения режи­мов боевого применения (например, данные по термостойкости ВВ), они приводятся в описаниях авиабомб и других официальных документах (инструкциях и руководствах).

Коэффициентом наполнения называется отношение массы ВВ к общей массе авиабомбы. Обычно коэффициент наполнения выражается в процентах. Иногда, если АБ имеет большую массу дополни­тельных устройств (тормозных, разгонных и т.д.), коэффициент на­полнения определяется как отношение массы заряда к массе боевой части бомбы.

Баллистические и динамические (габаритные и инерционные) ха­рактеристики наряду с ее формой определяют траекторию движения авиабомбы и значения ее элемента в определенных точках, а также характеризуют аэродинамическую схему и динамику полета авиабомбы.

К основным баллистическим характеристикам авиабомб относятся их характеристическое время θ, характеристическая скорость Vθ, а также баллистический коэффициент c.

Характеристическим временем бомбы θ называется время падения бомбы, вычисленное по ее баллистическому коэффициенту интегрированием канонического уравнения движения при следующих условиях бросания: Н = 2000 м, V0 = 40 м/с, λ0= 0, hc = 0.

Баллистический коэффициент c определяется по формуле:

 

где i – коэффициент формы, d – диаметр бомбы, m – масса бомбы.

Характеристическая скорость бомбы – это величина, определяемая зависимостью:

 

Индекс 0 – характеризует допущении о плоской Земле ( ).

Динамика движения авиабомбы, описывается полной системой дифференциальных уравнений.

Важнейшими показателями, определяющими конечный результат боевого применения авиабомб, являются характеристики поражающего действия (ХПД). Различают частные и обобщенные ХПД.

Частные ХПД определяют отдельные боевые свойства бомбы или результата действия ее боевого снаряжения безотносительно цели. Чаще всего они указывают на поражающую способность бомбы и равны значениям величин, характеризующих количественные показатели поражающих факторов. В качестве примеров ЧХПД можно привести параметры ударной волны фугасного заряда; характеристики осколочности (масса и форма осколков, их форма, начальная скорость, закон разлета и др.), толщина пробиваемой брони кумулятивной боевой частью и т.д.

Обобщенные ХПД применяются при оценке эффективности боевого применения по заданной конкретной цели. Они получаются расчетным путем и всегда устанавливаются для пары «АБП - цель» с учетом степени поражения.

В сравнительной характеристике с боеприпасами других видов вооруже­ния следует выделить следующие отличительные особенности авиабомб:

- относительно небольшая стоимость разработки и серийного производства;

- простота эксплуатации, в том числе и в полевых условиях;

- большой срок службы без снижения показателей эффективности, безопасности и надежности;

- высокая помехозащищенность и помехоустойчивость, а также устойчивость к механическим и климатическим воздействиям;

- универсальность применения в плане использования высот бомбометания, маневров носителей, их скоростей, группового бомбометания и др.;

- широкий спектр действия БЧ у цели - мгновенный подрыв, взрыв с малым, средним, большим, штурмовым и долговременным замедлением, подрыв над поверхностью цели, неконтактный взрыв и т. д.;

- неприхотливость к условиям хранения в складских и полевых условиях, а также относительно простая технология контроля состояния при длительном сроке хранения;

- возможность использования модульного принципа создания конструкций (съемные стабилизаторы, приставные тормозные устройства и др.);

- относительно простая технология утилизации.