Тема № 6. Типология государств

Серийный отбор

S, s- количество серий в генеральной и выборочной совокупностях.

Характеристики в j-ой серии:

 

Обычные выборочные характеристики:

 

 

Предельные ошибки

 

 

Вид занятия:лекция (по характеру изложения информационная)

Время:2 часа (90 мин)

Место проведения: учебная аудитория

Категории обучающихся:курсанты 1 курса (очная форма обучения), слушатели 1 курса (заочная форма обучения)

 

 

Воронеж-2012

 

Цели занятия:

а) образовательная (рассмотретьосновные подходы к пониманию государства, дать понятие государства);

б) развивающая (определить признаки государства, позволяющие идентифицировать его как особую политическую организацию общества, установить критерии типологии государств);

в) воспитательная (сформировать уважительное отношение к государству как социальной ценности, продемонстрировать его значимость и важную роль в жизни общества как инструмента преодоления социальных разногласий)

 

Учебно-материальное обеспечение:

дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме: (учебники, словари, схемы, мультимедийные презентации)

технические средства обучения: (мультимедийный проектор, компьютер)

 

Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический).

 

 

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть
1. Понятие и основные подходы к пониманию государства
2. Признаки государства как особой политической организации общества
3. Основные подходы к типологии государства
Заключительная часть

 

Основные понятия:

сущность государства, политическая организация, признаки государства, публичная власть, государственный суверенитет, классовое и социальное в государстве, формационный подход, цивилизационный подход.

 

Межпредметные связи:Философия, Социология, Политология, Конституционное право России, История государства и права России, История государства и права зарубежных стран, История правовых учений.

 

Литература:

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

 

Дополнительная литература:

Алексеев Н.Н. Идея государства. - СПб., 2001.

Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М., 1998.

Байтин М.И. Государство и политическая власть. - Саратов, 1972.

Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. N° 3.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. - СПб., 2004.

Завадский С. Государство благоденствия / пер. с польск. - М., 1966.

Иванников И.А. В поисках идеала государственного устройства России. ‑ Ростов н/Д, 1995.

Ильин И.Л. Что есть государство — кооперация или учреждение? // История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. - М., 2002.

Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. - М., 2003.

Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. 2003 N° 1

Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М., 2004.

Основные концепции права и государства в современной России (По материалам "круглого стола" в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право. 2003. N° 5.

Петров B.C. Сущность, содержание и форма государства. - М., 1971.

Сальников В. П., Степашин С. В., Хабибулин А. Г. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. - СПб., 2001.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М., 2004.

Тойнби А. Д. Постижение истории. Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М., 1996.

Хабибулин А. Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. - СПб., 1997.

Хабибулин А. Г., Рахимов Р. А. Идеологическая деятельность государства и типология государственности. - СПб., 1998.

Яковец Ю. В. История цивилизации. - М., 1997.

 

Вводная часть: рапорт командира, проверка наличия личного состава, проверка готовности обучающихся к занятию; мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности (установка на участие в работе; актуализация проблемы (знаний). Определение порядка работы на занятии и др. 5 мин.
Основная часть: Сообщение новых знаний преподавателем и усвоение их обучаемыми: 1) с использованием методов объяснительно-иллюстративного и проблемного изложения устанавливается специфика государства как особой политической организации общества; 2) при помощи эвристического и репродуктивного методов устанавливаются признаки идентифицирующие государство; 3) с помощью метода проблемного изложения устанавливается роль государства в социальной организации 4) с использованием методов репродуктивного, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративного устанавливаются основные критерии типологии государств. 70 мин.
3. Подведение итогов проведенного занятия, ответы на вопросы и оценка работы обучающихся. 5 мин.
4. Формирование домашнего задания: постановка вопросов для самопроверки и перечня заданий из учебника. Цели домашних заданий: чтение учебной литературы (основной, дополнительной и справочной), подготовка реферата, доклада, подготовка к творческому заданию. 5 мин.
5. Организационное завершение занятия (сбор раздаточного дидактического материала, рапорт командира группы) 5 мин.