Губернское земское собрание состояло из гласных, избираемых тайным голосованием уездными земскими органами.
Выборы от третьей курии проводились в несколько этапов. Сельское общество направляло представителей на волостные сходы, на которых назначались выборщики. Последние, уже из своей среды, выбирали установленное число гласных уездного земского собрания.
Уездные и губернские земские собрания являлись представительными органами земств. Помимо гласных, в состав уездного земского собрания входили по должности председатель и члены уездной управы. Срок полномочий представительного органа уезда и губернии устанавливался в три года. В уездном собрании председательствовал уездный предводитель дворянства. В отношении председательствующего в губернском собрании делалась оговорка: губернский предводитель дворянства руководил работой собрания только в том случае, если император не назначил для председательствования другое лицо. Земские собрания были очередными и чрезвычайными. Созыв очередных собраний и их продолжительность строго регламентировались. Уездные сессии собирались не позднее сентября и не могли длиться более 10 дней; губернские - не позднее декабря и продолжались в течении 20 дней. Земские учреждения не могли выйти за пределы своей компетенции. Это строго пресекалось правительственными органами, которые осуществляли контроль за деятельностью земств. В соответствии с Положением 1864г. губернатор или министр внутренних дел вправе были приостановить исполнение актов земских органов, если те противоречили закону или "общим государственным пользам".
Предметами ведения органов земств были: заведование имуществом, капиталами и денежными сборами; устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений, путей сообщения; меры обеспечения народного продовольствия; заведование земскими благотворительными заведениями; способы прекращения нищенства; управление делами взаимного земского страхования имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; участие в попечении о народном образовании, о народном здравии и тюрьмах; содействие предупреждению падежей скота; охрана хлебных посевов и др. На органы земств возлагалось также содержание арестантских учреждений и квартир для чинов полиции; этапная повинность и другие вопросы, которые нельзя характеризовать как местные. Происходило совмещение полномочий по решению местных задач с полномочиями в сфере государственного управления.
Исполнительными органами земств являлись уездные и губернские управы. Уездная управа избиралась на три года уездным собранием из числа гласных этого представительного органа и состояла из председателя и двух членов. Собрание было вправе увеличить число членов управы до шести человек. Губернская земская управа состояла из председателя и шести членов, избираемых губернским собранием сроком также на три года. Председатель губернского исполнительного органа утверждался в должности министром внутренних дел. Таким образом, правительственные учреждения имели возможность оказывать влияние на комплектование земских органов губернского масштаба. Как видно, деятельность управ осуществлялась небольшим количеством выборных служащих. Основную работу, связанную с управлением земским имуществом, развитием хозяйства и осуществлением социальных функций, выполняли наемные земские служащие - специалисты: медики, учителя, агрономы, статистики и др. Для дополнительного контроля за деятельностью земства в отношении наиболее важных вопросов управы могли назначать комиссии, в состав которых входили как наемные служащие, так и гласные.
В круг обязанностей управ входило: исполнение распоряжений собраний; управление под руководством собраний имуществом земств; составление смет, отчетов; надзор за поступлением земских доходов; расходование земского бюджета - т.е. полномочия исполнительно распорядительного характера.