Управленческих решений

Теоретические основы прогнозирования

Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозомназывается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и/или об альтернативных путях и сроках его существования.

К наиболее общим источникам неопределенности при прогнозировании относят:

1. Невозможность учета всех взаимодействий, определяющих эволю-

цию объекта. Мысленно выделяя объект, мы неизбежно упрощаем его, так

как обрываем большую часть его причинно-следственных связей с окру-

жающей средой. А цепочки этих связей уходят в бесконечность. Мы мо-

жем полнее и дальше просчитать эти связи, но лишь до определенного

предела.

2. Неполнота и неточность наших знаний о законах природы и обще-

ства. Любые научные законы есть лишь отражение уровня достигнутых

знаний и поэтому относительны. Стало быть, уже в самой теории заложе-

на некая неопределенность.

3. Неоднозначность причинно-следственных связей. Жесткий лапла-

совский детерминизм, который предполагает однозначность и неподвиж-

ность зависимости, есть не более чем идеализация действительности.

Одна и та же причина может привести к разным следствиям.

4. При прогнозировании социально-экономических процессов очень

актуален вопрос о мере и границе прогноза. Исходя из закона диалектики

о переходе количественных изменений в качественные, можно сделать

вывод о том, что надежный прогноз возможен в границах действия закона

в рамках рассматриваемого качества.

Если сделать акцент на прогнозирование качества и затрат, то к ос-

новным задачам прогнозирования относятся:

– разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном

виде потребительской стоимости в соответствии с результатами марке-

тинговых исследований;

– выявление основных экономических, социальных и научно-

технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или

иных видах полезного эффекта;

– выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величи-

ну полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;

– выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;

– прогнозирование показателей качества новой продукции во времени

с учетом влияющих на них факторов;

– прогноз организационно-технического уровня производства на ста-

дии жизненного цикла продукции;

– оптимизация прогнозных показателей качества по критерию макси-

мально полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за

жизненный цикл продукции;

– обоснование экономической целесообразности разработки новой

или повышения качества и эффекта выпускаемой продукции исходя из

наличных ресурсов и приоритетов.

Основными источниками исходной информации при прогнозирова-

нии являются:

– статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность

предприятий;

– научно-техническая документация по результатам выполнения

НИОКР, включая обзоры, проспекты и другую информацию по развитию

науки и техники в стране и за рубежом;

– патентно-лицензионная документация.

По назначению и характеру функционирования вся информация де-

лится на научно-техническую и технико-экономическую информацию,

справочно-нормативную, информацию прогнозной ситуации и информа-

цию обратной связи.

К методам прогнозирования управленческих решений относят: нор-

мативный, экспериментальный, параметрический, экстраполяция, индекс-

ный, экспертный, оценки технических стратегий, функциональный, ком-

бинированный.

Основными принципами организации работ по прогнозированию явля-

ются: адресность; сбалансированность; параллельность; непрерывность; пря-

моточность; адекватность; управляемость; альтернативность; адаптивность.