Управленческих решений
Теоретические основы прогнозирования
Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозомназывается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и/или об альтернативных путях и сроках его существования.
К наиболее общим источникам неопределенности при прогнозировании относят:
1. Невозможность учета всех взаимодействий, определяющих эволю-
цию объекта. Мысленно выделяя объект, мы неизбежно упрощаем его, так
как обрываем большую часть его причинно-следственных связей с окру-
жающей средой. А цепочки этих связей уходят в бесконечность. Мы мо-
жем полнее и дальше просчитать эти связи, но лишь до определенного
предела.
2. Неполнота и неточность наших знаний о законах природы и обще-
ства. Любые научные законы есть лишь отражение уровня достигнутых
знаний и поэтому относительны. Стало быть, уже в самой теории заложе-
на некая неопределенность.
3. Неоднозначность причинно-следственных связей. Жесткий лапла-
совский детерминизм, который предполагает однозначность и неподвиж-
ность зависимости, есть не более чем идеализация действительности.
Одна и та же причина может привести к разным следствиям.
4. При прогнозировании социально-экономических процессов очень
актуален вопрос о мере и границе прогноза. Исходя из закона диалектики
о переходе количественных изменений в качественные, можно сделать
вывод о том, что надежный прогноз возможен в границах действия закона
в рамках рассматриваемого качества.
Если сделать акцент на прогнозирование качества и затрат, то к ос-
новным задачам прогнозирования относятся:
– разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном
виде потребительской стоимости в соответствии с результатами марке-
тинговых исследований;
– выявление основных экономических, социальных и научно-
технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или
иных видах полезного эффекта;
– выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величи-
ну полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
– выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
– прогнозирование показателей качества новой продукции во времени
с учетом влияющих на них факторов;
– прогноз организационно-технического уровня производства на ста-
дии жизненного цикла продукции;
– оптимизация прогнозных показателей качества по критерию макси-
мально полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за
жизненный цикл продукции;
– обоснование экономической целесообразности разработки новой
или повышения качества и эффекта выпускаемой продукции исходя из
наличных ресурсов и приоритетов.
Основными источниками исходной информации при прогнозирова-
нии являются:
– статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность
предприятий;
– научно-техническая документация по результатам выполнения
НИОКР, включая обзоры, проспекты и другую информацию по развитию
науки и техники в стране и за рубежом;
– патентно-лицензионная документация.
По назначению и характеру функционирования вся информация де-
лится на научно-техническую и технико-экономическую информацию,
справочно-нормативную, информацию прогнозной ситуации и информа-
цию обратной связи.
К методам прогнозирования управленческих решений относят: нор-
мативный, экспериментальный, параметрический, экстраполяция, индекс-
ный, экспертный, оценки технических стратегий, функциональный, ком-
бинированный.
Основными принципами организации работ по прогнозированию явля-
ются: адресность; сбалансированность; параллельность; непрерывность; пря-
моточность; адекватность; управляемость; альтернативность; адаптивность.