Водный налог.

С 1 января 2005 г. в налоговой системе Российской Федерации появился новый обязательный платеж федерального уровня — водный налог. Правовые основы данного налога установлены главой 252 НК РФ.
Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование в соответствии с законодательством РФ. Согласно действующему российскому законодательству водопользование, облагаемое налогом, может быть специальным и особым.
Объектами водного налога (п. 1 ст. ЗЗЗ9 НК РФ) выступают:
• забор воды из водных объектов;
• использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
• использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
• использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Согласно п. 2 ст. ЗЗЗ9 НК РФ не облагается данным налогом большой перечень видов пользования водными объектами, что обусловлено социальной значимостью последних. Так, не признаются объектаминалогообложения: забор из подземных вод объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидаций стихийных бедствий и последствий аварий; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; использование акваторий водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисковосъемочных работ; особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты и др.
Налогооблагаемая база по водному налогу установлена ст. ЗЗЗ10 НК РФ и определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщикомприменительно к каждой налоговой ставке. Применительно к различным объектам водного налога налоговая база определяется следующим образом:
• при заборе воды — как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;
• при использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях — как площадь предоставленного водного пространства;
• при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики — как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
• при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях — как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях заналоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.
Водный налог уплачивается ежеквартально. Ставки данного налога устанавливаются применительно к каждому бассейну рек, озер, морей и экономическому району. Детальный перечень налоговых ставок применительно к каждому объекту водного налога установлен ст. 3331 НК РФ. Налоговое законодательство предусматривает повышение налоговых ставок за сверхлимитное пользование водой. Так, при заборе воды сверх установленных квартальных или годовых лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения повышаются в пять раз.
Налог уплачивается по месту нахождения водного объекта в срок не позднее 20го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Формой контроля за правильностью и своевременностью уплаты водного налога является налоговая декларация, представляемая налогоплательщиком вналоговый орган по месту нахождения объекта в срок, установленный для уплаты налога. Кроме того, налогоплательщики — иностранные лица представляют копию налоговой декларации в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего лицензию на водопользование.