Налог на прибыль организаций.

НДФЛ.

 

Налог на доходы физических лиц — прямой налог, обращенный непосредственно к доходамгражданналогоплателыциков.
Подоходный налог по своей сущности является юридической формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налогообложения во многом определяется принципом постоянного местопребывания (резидентства).
Налог на доходы физических лиц уплачивают лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от российских источников. Таким образом, правовой статус плательщиков данного налога зависит от того, является или нетлицо налоговым резидентом Российской Федерации.
Налоговыми резидентами считаются граждане России, иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации не менее 183 дней в году. Не имеющими налогового резидентства признаются лица, проживающие менее 183 дней в году на территории Российской Федерации и не имеющие российского гражданства. В Российской Федерации требуется ежегодное подтверждение налоговогорезидентства.
Главное различие налоговых резидентов и нерезидентов заключается в объеме выполняемой налоговойобязанности. Налоговые резиденты уплачивают подоходный налог со всех видов доходов, независимо от территории их получения, поэтому несут полную налоговую обязанность перед государством. Налоговые нерезиденты уплачивают налог только в частидоходов, полученных от источников Российской Федерации, поэтому они несут усеченную (ограниченную) налоговую обязанность.
Объектом подоходного налогообложения для физических лицрезидентов признается любой доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и за ее пределами, а для физических лиц — нерезидентов — только доход, полученный от источников на территории России.
По общему правилу в состав налогооблагаемой базы включаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Особенности определения налоговой базы установлены законодательством относительно доходов, полученных в натуральной форме, в виде материальной выгоды, по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия в организации (дивиденды), а также относительно доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.
Налогообложение доходов глав и персонала представительств иностранных государств, имеющих дипломатический и консульский ранг, а также проживающих вместе с ними членов их семей осуществляется в специальном порядке, оговоренном Налоговым кодексом РФ. Также в отдельном порядке определяется сумма подоходного налога для индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой.
Доходы, подлежащие обложению подоходным налогом, перечислены в ст. 208 НК РФ и подразделяются в зависимости от места их получения на полученные на российской территории или полученные за ее пределами, что имеет существенное значение для возможности применения льгот и определения иных условий правового режима данного налога.
Налоговым законодательством установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся.
• дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
• страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
• доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;
• доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
• доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций в Российской Федерации; прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации; иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащегофизическому лицу;
• вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;
• пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
• доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации;
• доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптиковолоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;
• выплаты правоприемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
• иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления деятельности в России.
Налоговое законодательство не включает в состав доходов, полученных от источников в Российской Федерации, доходы физического лица, полученные им в результате проведения внешнеторговых операций (включая товарообменные), совершаемых исключительно от имени и в интересах этого физического лица и связанных исключительно с закупкой (приобретением) товара (выполнением работ, оказанием услуг) в Российской Федерации, а также с ввозом товара на территорию Российской Федерации. Данное положение применяется в отношении операций, связанных с ввозом товара на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска в свободное обращение, только в том случае, если соблюдаются следующие условия:
• поставка товара осуществляется физическим лицом не из мест хранения (в том числе таможенных складов), находящихся на территории Российской Федерации;
• к операции не применяются положения п. 3 ст. 40 НК РФ;
• товар не продается через постоянное представительство в Российской Федерации.
Доходами, полученными от источников за пределами Российской Федерации, признаются:
• дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, за исключением процентов, выплачиваемых российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;
• страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации, за исключением страховых выплат, выплачиваемых российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации;
• доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав;
• доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
• доходы от реализации: недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации; за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; прав требования к иностранной организации; иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
• вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации; при этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности;
• пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;
• доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, а также штрафы и иные санкции за простой (задержку) таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки).
Перечень доходов, подлежащих подоходному налогообложению, не является исчерпывающим, поскольку законодатель допускает появление новых источников материальных благ. Например, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 216ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен ст. 214.1 и 214.2, в которых установлен особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, а также особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках. На практике не всегда возможно категорично решить вопрос о территориальном отнесении доходов, полученных налогоплательщиком. Подобные споры разрешаются Минфином России.
Налоговым кодексом РФ установлен большой перечень доходов, не облагаемых данным налогом. Например, освобождаются от налогообложения:государственные пособия, в том числе по безработице, беременности и родам; государственные пенсии; все виды компенсационных выплат; получаемые алименты; вознаграждения донорам за сданную кровь; суммы грантов или премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечням, утверждаемым Правительством РФ; все суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации виды государственных стипендий; доходы налогоплательщиков от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, птицы, продуктов животноводства, растениеводства и пчеловодства; вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов; доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев (при условии, что даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ); призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами, в том числе спортсменамиинвалидами, за призовые места на Олимпийских, Параолимпийских, Сурдоолимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы от официальных организаторов или на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов; выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.
Кроме объектов, не подлежащих налогообложению, законодательством установлены налоговые вычеты — денежные суммы в твердо определенном размере, вычитаемые из налоговой базы некоторых категорий налогоплательщиков. Налоговые вычеты могут быть стандартными, социальными, имущественными и профессиональными.
Стандартные налоговые вычеты устанавливаются в твердо выраженной сумме и применяются ежемесячно относительно какойлибо определенной группыналогоплательщиков. Так, на вычет суммы в 3 тыс. руб. из ежемесячного дохода имеют право: лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь в результате аварии на Чернобыльской АЭС; лица, непосредственно участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ; инвалиды Великой Отечественной войны; лица, получившие инвалидность, контузии, ранения или увечья при защите Отечества, а также иные категории граждан.
Ежемесячный налоговый вычет в сумме 500 руб. предоставляется, например Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации; лицам, перенесшим блокаду Ленинграда; узникам концлагерей; инвалидам с детства, а также инвалидам I и II групп; гражданам, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия.
Ежемесячный налоговый вычет в размере 300 руб. предоставляется налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок в возрасте до 18 лет или учащийся дневной формы обучения в возрасте до 24 лет. Однако данный вид налогового вычета действует только при условии, что доход налогоплательщикане превысил 20 тыс. руб.
Социальные налоговые вычеты применяются для уменьшения налоговой базы физических лиц в случаях осуществления ими определенных общественно значимых действий. К данному виду вычетов, например, относятся суммы: доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели; уплаченные налогоплательщиком за свое обучение; потраченные налогоплательщиком на лечение в медицинском учреждении или на приобретение лекарственных средств.
К имущественным налоговым вычетам относятся суммы, полученные налогоплательщиком от продажи собственных жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, а также суммы, израсходованные налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры, или направленные на погашение процентов по ипотечным кредитам.
Право на получение социальных и имущественных налоговых вычетов предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации. Согласно налоговому законодательству имущественные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику только один раз в жизни.
Учитывая федеративное устройство российского государства, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать иные размеры социальных и имущественных вычетов с учетом своих региональных особенностей, но уменьшение их размеров, определенных Налоговым кодексом РФ, не допускается.
Профессиональные налоговые вычеты представляют собой расходы, связанные с определенной деятельностью налогоплательщика. Так, на получение профессиональных налоговых вычетов имеют право гражданепредприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой; налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по гражданскоправовым договорам, а также лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства.
По общему правилу налоговый период по данному виду налога составляет один календарный год, а ставка на доходы физических лиц является единой, не зависящей от полученного плателыциком налога и составляет 13%. Однако в отношении некоторых групп доходов установлены повышенные ставки:
1) в размере 30% — в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, за исключением доходов,получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 15%;
2) в размере 35% в отношении:
• выигрышей в лотерею, на тотализаторе и других основанных на риске игр, стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых рекламных мероприятиях;
• процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных налоговымзаконодательством, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщикамицелевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей в них), на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств;
3) в размере 9% в отношении:
• доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов;
• доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.
Физические лица могут уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов.
Налоговыми агентами по этому налогу являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, которые послужили источниками дохода физического лица. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать уналогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на доходы индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, лица, получающиедоходы по гражданскоправовым договорам, налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы за пределами России, а также все иныефизические лица, получающие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан данный налог. Указанные категории налогоплательщиков обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.
Согласно Налоговому кодексу РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатойналога. В налоговой декларации налогоплательщик должен указать все полученные им в календарном году доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей.
В Российской Федерации одним из принципов налогообложения доходов физических лиц является признание приоритета норм международных договоров над внутренним законодательством. В этой связи в целях избежания двойного налогообложения фактически уплаченные налоговым резидентом суммы налога сдоходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога на доходы физических лиц внутри Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать ставки российского налога. Для реализации данного принципа необходимо наличие действующего международного договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения.

 

Налог на прибыль организаций — прямой налог, взимаемый с коллективных субъектов (организаций),относящийся к группе обязательных платежей федерального уровня, но зачисляемый во все виды бюджетов Российской Федерации.
Налогообложение прибыли организаций регламентируется главой 25 НК РФ.
Основным критерием определения плательщиков данного налога служит налоговая юрисдикция государства. Организация может либо представлять российское государство, либо осуществлять свою деятельность на его территории. Таким образом, плательщиками налога на прибыль организаций являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Относительно российских организаций следует отметить, что плательщиками налога на прибыль могут быть только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Следовательно, к числу плательщиковналога на прибыль не относятся простые товарищества, а также филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций.
От уплаты налога на прибыль освобождены организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением 22 Олимпийских игр и 11 Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.
Объектом данного налога является прибыль, полученная налогоплательщиком. В целях налогообложения законодательством Российской Федерации предусмотрен разный подход к определению прибыли, который зависит от налоговой юрисдикции. Так, для российских организаций прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, — доход, полученный этими представительствами, уменьшенный на величину произведенных расходов, для иных иностранных организаций— доход, полученный от российских источников.
Определяя объект налога на прибыль, следует учитывать положения ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ и учитываются в совокупности с иными объектами налогообложения.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации могут получать доходы, выраженные в натуральной форме. В такой ситуации стоимость доходов определяется исходя из цены сделки.
Доходы, подлежащие обложению налогом на прибыль, подразделяются на: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручкаорганизации), внереализационные доходы.
Таким образом, налоговой базой налога на прибыль организаций является денежное выражение прибыли.
Налоговым кодексом РФ предусмотрен широкий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. В частности, не включаются вналогооблагаемую базу: имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; средства, полученные в виде безвозмездной помощи, в том числе основные средства и нематериальные активы, полученные на основании международных договоров российскими атомными станциями в целях повышения их безопасности; имущество, полученное бюджетными организациями по решению органов исполнительной власти всех уровней; средства, полученные по договорам кредита и займа, а также суммы, полученные в погашение таких заимствований; средства, полученные из бюджета в виде компенсационных выплат за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и др.
При определении налогооблагаемой базы не учитываются также доходы (имущество, перечисления), полученные в рамках целевого финансирования. Так, не подлежат обложению налогом на прибыль государственные бюджетные и внебюджетные средства, выделяемые бюджетным учреждениям по соответствующей смете доходов и расходов; Бюджетные ассигнования, выделяемые бюджетным учреждениям, бюджетные субсидии автономным учреждениям; полученные гранты; инвестиции, выигранные на инвестиционных конкурсах (торгах) и т.д. Не облагаются налогом на прибыль доходы банка развития — государственной корпорации.
Поскольку налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу полученных доходов и произведенных расходов, то определение расходовналогоплательщика и их группировка имеют принципиальное значение. По общему правилу к расходам относятся любые затраты, произведенныеналогоплательщиком для извлечения дохода, обоснованные и документально подтвержденные. В некоторых случаях расходами считаются убытки, понесенныеорганизацией в процессе осуществления своей деятельности.
Обоснованность произведенных расходов выражается в экономическом оправдании затрат, оценка которых выражена в денежной форме. Документальное подтверждение расходов означает правильное оформление затрат, соответствующее законодательству РФ.
Однако в целях стимулирования развития производства, перечислений на общегосударственные мероприятия, повышения социальной защищенности работников не все расходы учитываются при налогообложении прибыли. Так, в налогооблагаемую базу не включаются расходы в виде: сумм выплаченныхналогоплательщиком дивидендов; финансовых санкций, перечисляемых в бюджет или внебюджетные фонды; отчислений в резервные фонды; взносов на негосударственное пенсионное обеспечение; стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования; премий, выплачиваемых работникам за счет специальных средств или целевых поступлений; материальной помощи работникам; надбавок к пенсиям; сумм отчислений в государственные фонды развития науки и образования и т.д.
Налоговой базой по рассматриваемому налогу является денежное выражение прибыли налогоплательщика. Кроме общего порядка определения налоговойбазы, облагаемой налогом на прибыль организаций, законодательством РФ установлены специальные правовые режимы определения разницы доходов и расходов для следующих категорий налогоплательщиков: банков; страховщиков; негосударственных пенсионных фондов; профессиональных участников рынка ценных бумаг. Существуют особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами и др.
Ставка налога на прибыль зависит от налоговой юрисдикции и налоговой базы. По общему правилу для российских организаций и иностранных организаций,осуществляющих деятельность через постоянные представительства, ставка налога составляет 24%.
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, полученные от российских источников, уставлены в размере 10 или 20%. 10% от полученной прибылииностранные организации отчисляют с доходов, связанных с международными перевозками, в частности, полученных от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов, других транспортных средств или контейнеров. Остальные доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, облагаются налогом в 20%.
Унифицированные ставки налога на прибыль, не зависящие от налоговой юрисдикции, установлены на доходы, полученные в качестве дивидендов или от операций с государственными и муниципальными ценными бумагами. Учитывая значимость развития рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, а также учитывая пока еще низкую их ликвидность и доходность, законодателем применяются пониженные ставки налога на прибыль, образующуюся от операций с этими видами долговых обязательств. Так, по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам налог взимается в размере 15%, по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г., — по ставке 9%; доход от государственных и муниципальных облигаций, выпущенных в целях реструктуризации государственного внутреннего и внешнего долга бывшего СССР, полностью освобождается от налога на прибыль.
По ставке 9% облагаются доходы, полученные в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговымирезидентами РФ.
Налогообложение прибыли Центрального банка РФ характеризуется особенностями, обусловленными его статусом государственного банка. Полученная имприбыль в результате осуществления функций, возложенных на него Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается по ставке 0%. Прибыль, полученная Центральным банком РФ от всех иных видов деятельности, подлежит налогообложению на общих основаниях, т.е. по ставке в 24%.
Налог на прибыль организаций существенно отличается от большинства федеральных налогов порядком зачисления в бюджеты различного уровня. Сумманалога на прибыль от доходов в виде дивидендов, процентов от операций с государственными или муниципальными долговыми обязательствами и от доходов иностранных организаций, полученных из российских источников, зачисляется в федеральный бюджет. В оставшейся части по юридической сущности налог наприбыль является «расщепленным», поскольку в определенных процентных долях поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований.
В соответствии с принципом федерализма, лежащим в основе государственного устройства России, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе снижать ставку налога на прибыль до 10,5%, но в пределах сумм, подлежащих зачислению в региональные бюджеты.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как правило, самостоятельно и уплачивается на основе налоговой декларации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет возлагается на организацию — налогового агента, выплатившую этот доход. Налоговое законодательство РФ стремится соответствовать принципу устранения двойного налогообложения. Реализация названного положения относительно налогообложения прибыли организаций заключается в том, что суммы налога, выплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранного государства, засчитываются при уплате этими лицами налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Однако Налоговым кодексом РФ установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому выплаченные за границей Российской Федерации налогине должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским законодательством.
При определении налогооблагаемой базы доходы, полученные российской организацией за пределами России, учитываются в полном объеме. В целях устранения двойного налогообложения из полученных доходов вычитаются расходы, произведенные как в Российской Федерации, так и за ее пределами.