Доверие и недоверие
Основные стадии развития личности по Эрику Эриксону
ДИНАМІКА ОБСЯГІВ ВИРОБНИЦТВА, СЕРЕДНЬОЇ ТА ГРАНИЧНОЇ ФОНДОВІДДАЧІ ОСНОВНИХ ВИРОБНИЧИХ ФОНДІВ
Вартість основних виробничих фондів, млн грн | Обсяг виробництва, млн грн | Середня фондовіддача, млн грн | Гранична фондовіддача, млн грн |
1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
2,0 | 3,5 | 1,75 | 2,0 |
3,0 | 5,0 | 1,76 | 1,5 |
4,0 | 6,2 | 1,55 | 1,2 |
5,0 | 7,2 | 1,44 | 1,0 |
6,0 | 7,2 | 1,2 |
Розрахунки свідчать, що за вартості основних виробничих фондів 4 млн грн гранична фондовіддача знижується, і у зв’язку з цим керівництво підприємства повинно визначитися щодо подальшого нарощування потужності й обсягів виробництва за наявної технології. Гранична фондовіддача і далі знижуватиметься й досягне нуля за вартості основних виробничих фондів
6 млн грн. Це та межа, за якої необхідно припинити виробництво цього виду продукції, оскільки діє закон спадної продуктивності ресурсу й виникає проблема граничної технології на підприємстві. Необхідно змінити технологію виробництва, устаткування, продукцію, тобто здійснити структурну перебудову на підприємстві.
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.
Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой последующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей несправедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами.
Благоприятное разрешение этого конфликта - надежда.