Хоровое творчество Вадима Николаевича Салманова
(1912-1978)
- профессор Ленинградской консерватории, народный артист РСФСР
Сочинения:
1. Оратория-поэма «Двенадцать» (по Блоку)
2. Кантаты: «Ода Ленину» (1970, для баритона, см. хора, орестра);
«Скифы»
3. Хоровые циклы а капелла:
«Но бьется сердце…» 1959 (6 поэм на слова Назыми Хикмета):
· Тишина
· 21.1.1924
· Пятнадцать ран
· Издалека
· В бою мой стих
«Восьмистишия» 1962 (на слова Расула Гамзатова)
· Книга жизни
· Ты хочешь знать
· Старый друг мой
· Как живете-можете
· Куда?
· Вершина
4. Хоровые концерты:
· на русские народные тексты «Лебедушка» (1967, Госпремия, 1-ый образец неофольклорного хорового концерта);
· Хоровой концерт «Добрый молодец» для мужского хора и инструментов;
· Хоровой концерт «К молодым» для хора с органом;
5. Хоры на слова Я. Купалы, С. Есенина, В. Луговского, Ф. Тютчева
· «Русь» - 7 лирических хоров на слова русских поэтов для женского (детского) хора.
Особенности хорового письма:
· Свежесть музыкальных средств выразительности (интеллектуальный стиль);
· Оригинальность поэтических текстов;
· Полифоничность;
· Индивидуализация голосов (в инструментальном характере);
· Использование мелодических речитативов;
· Введение внемузыкальных и музыкальных декламаций;
· Использование перекличек;
· Введение приема соло (голос, партия) на фоне других голосов;
· В кульминациях использует удвоения;
· Гармония возникает в результате мелодического движения голосов, кроме обычных трезвучий в качестве устоев втречаются незаполненные «пустые» квинты и аккорды, где терция заменена квартой;
· Использует различные ладовые обороты (пентатоника, фригийский, дорийский);
· Ладовая переменность
· Взаимопроникновение мажора и минора;
· Удобное расположение голосов, а также тесситура и диапазон;
· Введение элементов сонористики (например, аккомпанемент в виде декламации и шепота).
Хоровые циклы Вадима Салманова.
Цикл из шести поэм «...Но бьется сердце» на стихи Назыма Хикмета (1959). Композитора привлекла высокая гражданственность и мужество поэта. Пламенная поэзия Хикмета определила характер музыки поэм, изобилующих разнообразием настроений и красок, резкими контрастами и яркими образами. Доминантой их богатой эмоционально-образной гаммы является пафос борьбы, романтический протес злу и насилию, вера в будущее. К сильным стихам Хикмета Салманову удалось подобрать волевые, мужественные интонации, энергичные ритмы. 1-я поэма «Тишина» - самая развернутая и самая сложная по содержанию, написана в свободной форме. Ее музыка соткана из контрастных ритмов и интонаций. Лейтмотив хора: «Мы за решеткой. Мы молчим» (ритм марша) особенно выразительно и грозно звучит в коде поэмы. Здесь проявляется характерная для хоров Салманова, (идущая от ладов народной музыки) ладотональная переменность - зыбкость, неустойчивость, «двойственность» тоники (колебание ми и си минора, где звучит то дорийский ми-минор, то фригийский си-минор). Именно благодаря неустойчивости, переменности тоник заключительное си воспринимается не окончательным устоем, что связано со смыслом последних слов стиха Хикмета: «Мы за решеткой. Мы молчим».
2-я поэма «Лев в железной клетке» - одна из лучших поэм цикла. В аллегорической форме повествуется о стойкости борцов за свободу. Художественная идея и форма рондо решена средствами ритмического и ладоин-тонационного ра?вития. На фоне резко аюдентированного остинатного ритма Салманов создал богатую, оригинальную мелодическую структуру с разнообразными ладовыми отклонениями вокруг устойчивой тоники основной тональности. Быстрый темп, резкие, угловатые мелодические попевки, хроматические ходы, диссонирующие аккорды, чередующиеся с унисонами, частая смена размера - все это создает сильный образ борца в неволе.
3-я поэма «21.1.1924» (день смерти Ленина) - самая медленная и минорная часть - «Adagio» цикла. На фоне сумрачной двухголосной педали возникает печальная мелодия, которая «растворяется» затем в гармонии. Очень выразительная звуковая картина: жизнь остановилась, только идет снег и одинокий голос повествует о тяжком воспоминании.
4-я поэма «Пятнадцать ран» с лейтмотивом «Но бьется, бьется мое сердце мое, и биться не перестанет» - драматичная часть цикла, исповедь борца. Речитативный характер мелодики, ритмическое богатство, разнообразные приемы хорового письма способствуют созданию выразительного образа. По мнению О. Коловского, обилие аккордовых педалей несколько утяжелило фактуру хора.
5-я поэма «Издалека» - романтическая песня о героизме прошлого, о прекрасном будущем. Мажорная, оптимистическая музыка проникнута красотой и внутренней гармонией. 1-часть - марш, 2-я - элегия. В основе лежит одна тема. Одновременное сочетание вводного тона в мелодии и тоники в гармонии создает эффект пространственной перспективы. Эта поэма - идейная и музыкальная кульминация цикла.
6-я поэма «В бою мой стих» - боевой плакат, музыка героического характера финала завершает цикл.
«Восьмистишия» Вадима Салманова на стихи Расула Гамзатова (1965). Салманова привлекла умная, искренняя и сердечная поэзия. Стихи о любви и природе, о человеке, о его долге и призвании. Общий настрой цикла - возвышенное созерцание и восхищение прекрасным.
«Книга жизни» и «Ты хочешь знать» — это идея гармонии между природой и человеком. На фоне мягких аккордов звучат мелодические фразы, то энергичные, то мечтательные. «Книга жизни» - гимн любви (соло сопрано и аккомпанирующего хора) полон простоты и благородства. Романсовый характер музыки и фактуры соответствует камерному содержанию поэтического текста.
«Старый друг мой» - соло баса на фоне хоровой педали и жалобных причитаний у женской группы хора. «Как живете-можете»- жанровая сценка остроумного диалога женщин и мужчин. Музыкальная драматургия заключена в интонационном контрасте этих двух групп. На задорные бытовые интонации женщин (подголосочная диатоника с кварто-квинтовыми параллелизмами), мужской хор отвечает в лирическом тоне (гармоническом трех-четырехголосие с изысканными ладотональными поворотами).
«Куда?» - жанр романса о любви, соло сопрано с аккомпанирующими хоровыми партиями. Партитура прозрачна и объемна.
«Вершина» - идея гармонии человека и природы выражена суровыми и строгими гармониями. Заключение очень поэтично.
«Восьмистишия» - это лирическая сюита, поэма в 6-ти картинах. Это очень цельное по духу и композиции сочинение богато музыкальными мыслями и красками. Афористичность музыкального языка «Восьмистиший» требует, несмотря на кажущуюся простоту их фактуры большого художественного мастерства исполнителей.
Хоры В. Салманова на стихи Янки Купалы («Песня», «Лесное озеро», «Весна») и Сергея Есенина («Топи да болота», «Нивы сжаты», «Прячет месяц») — глубоко лирические произведения, наполненные любовью к родной земле, к человеку.
Интерпретация хоров Салманова сложна тем, что дирижеру приходится заботиться о цельности и непрерывности формообразования, о мягкости и непрерывности переходов от одной мысли к другой. Гармония в хорах Салманова отличается ясной ладовой настройкой, чаще встречается трехголосная гармония. Салманов меняет пропорцию между голосоведением и педалью, предпочитая одну мелодическую линию на двухголосном фоне. Такая тенденция гармонической педали сохраняется и в многоголосии и имеет принципиальное значение в стиле композитора. В четырехголосии композитор усиливает мелодический элемент гармонической ткани. Плавности и певучести гармонии не мешают многочисленные кварты. Полифункциональные наслоения редки в хорах Салманова. По мнению исследователей, В. Салманов сказал новое слово в полифонии, основанной на принципах линеарной полифонической гармонии, например, в хоре «Топи да болота». Подголосочность определяет собой характер всей фактуры: и в хоровой педали, мелодизированной гармонии. В целом фактура хоровых партитур Салманова весьма разнообразна. Главная мелодия переходит из одной партии в другую. Прием включения и выключения меняет состав хорового ансамбля. Очень свободно композитор распоряжается педалями, создавая «фоны» различной плотности. Педаль связывает музыкальную ткань, аккомпанирует, контрапунктирует. С большим искусством композитор применяет однородные ансамблевые тембры, а также смешанные. В основном композитор придерживается идеальной для хора четырехголосной фактуры и экономно использует прием divisi, а также прием пения закрытым ртом .
Хоровая форма Салманова представляет сплетение нескольких принципов: трехчастности, куплетной вариационности и свободной строфичности, нередко усложненных влиянием полифонических закономерностей (например, хор «Туманы мои»). Наиболее существенной особенностью форм-схем Салманова является максимальное использование всех деталей музыкальной формы для выразительной передачи художественного образа. Все элементы несут определенную смысловую нагрузку, что делает его музыку концентрированно выразительной. Это качество приводит Салманова к камерной трактовке хора, что является одной из ведущих исполнительских тенденций нашего времени. Характерная для Салманова камерная гибкость в следовании за смысловой нагрузкой текста в связи с тонкой музыкальной конкретизацией поэтических образов ставит перед исполнителями особые задачи музыкально-декламационной области и требует от них высокой культуры. Наиболее существенными чертами хоровой музыки Салманова, по мнению, К. Дмитревской являются: «тщательно отобранные тексты, интересные по своим поэтическим качествам и отвечающие наиболее острым идейно-эстетическим запросам современности; конкретность музыкальных образов и привлечение жанровых связей для их характеристики; активно творческое преобразование материала; современный музыкальный язык, обогащенный через использование ладоинтонационн возможностей фольклора».