Хоровое творчество Вадима Николаевича Салманова

(1912-1978)

- профессор Ленинградской консерватории, народный артист РСФСР

Сочинения:

1. Оратория-поэма «Двенадцать» (по Блоку)

2. Кантаты: «Ода Ленину» (1970, для баритона, см. хора, орестра);

«Скифы»

3. Хоровые циклы а капелла:

«Но бьется сердце…» 1959 (6 поэм на слова Назыми Хикмета):

· Тишина

· 21.1.1924

· Пятнадцать ран

· Издалека

· В бою мой стих

 

«Восьмистишия» 1962 (на слова Расула Гамзатова)

· Книга жизни

· Ты хочешь знать

· Старый друг мой

· Как живете-можете

· Куда?

· Вершина

4. Хоровые концерты:

· на русские народные тексты «Лебедушка» (1967, Госпремия, 1-ый образец неофольклорного хорового концерта);

· Хоровой концерт «Добрый молодец» для мужского хора и инструментов;

· Хоровой концерт «К молодым» для хора с органом;

5. Хоры на слова Я. Купалы, С. Есенина, В. Луговского, Ф. Тютчева

· «Русь» - 7 лирических хоров на слова русских поэтов для женского (детского) хора.

 

Особенности хорового письма:

· Свежесть музыкальных средств выразительности (интеллектуальный стиль);

· Оригинальность поэтических текстов;

· Полифоничность;

· Индивидуализация голосов (в инструментальном характере);

· Использование мелодических речитативов;

· Введение внемузыкальных и музыкальных декламаций;

· Использование перекличек;

· Введение приема соло (голос, партия) на фоне других голосов;

· В кульминациях использует удвоения;

· Гармония возникает в результате мелодического движения голосов, кроме обычных трезвучий в качестве устоев втречаются незаполненные «пустые» квинты и аккорды, где терция заменена квартой;

· Использует различные ладовые обороты (пентатоника, фригийский, дорийский);

· Ладовая переменность

· Взаимопроникновение мажора и минора;

· Удобное расположение голосов, а также тесситура и диапазон;

· Введение элементов сонористики (например, аккомпанемент в виде декламации и шепота).

 

Хоровые циклы Вадима Салманова.

Цикл из шести поэм «...Но бьется сердце» на стихи Назыма Хикмета (1959). Композитора привлекла высокая гражданственность и мужество поэта. Пламенная по­эзия Хикмета определила характер музыки поэм, изобилующих разнообра­зием настроений и красок, резкими контрастами и яркими образами. До­минантой их богатой эмоционально-образной гаммы является пафос борь­бы, романтический протес злу и насилию, вера в будущее. К сильным сти­хам Хикмета Салманову удалось подобрать волевые, мужественные инто­нации, энергичные ритмы. 1-я поэма «Тишина» - самая развернутая и са­мая сложная по содержанию, написана в свободной форме. Ее музыка соткана из контрастных ритмов и интонаций. Лейтмотив хора: «Мы за решеткой. Мы молчим» (ритм марша) особенно выразительно и грозно звучит в коде поэмы. Здесь проявляется характерная для хоров Салманова, (идущая от ладов народной музыки) ладотональная переменность - зыб­кость, неустойчивость, «двойственность» тоники (колебание ми и си мино­ра, где звучит то дорийский ми-минор, то фригийский си-минор). Именно благодаря неустойчивости, переменности тоник заключительное си вос­принимается не окончательным устоем, что связано со смыслом последних слов стиха Хикмета: «Мы за решеткой. Мы молчим».

2-я поэма «Лев в железной клетке» - одна из лучших поэм цикла. В аллегорической форме повествуется о стойкости борцов за свободу. Худо­жественная идея и форма рондо решена средствами ритмического и ладоин-тонационного ра?вития. На фоне резко аюдентированного остинатного ритма Салманов создал богатую, оригинальную мелодическую структуру с разно­образными ладовыми отклонениями вокруг устойчивой тоники основной тональности. Быстрый темп, резкие, угловатые мелодические попевки, хро­матические ходы, диссонирующие аккорды, чередующиеся с унисонами, частая смена размера - все это создает сильный образ борца в неволе.

3-я поэма «21.1.1924» (день смерти Ленина) - самая медленная и ми­норная часть - «Adagio» цикла. На фоне сумрачной двухголосной педали возникает печальная мелодия, которая «растворяется» затем в гармонии. Очень выразительная звуковая картина: жизнь остановилась, только идет снег и одинокий голос повествует о тяжком воспоминании.

4-я поэма «Пятнадцать ран» с лейтмотивом «Но бьется, бьется мое сердце мое, и биться не перестанет» - драматичная часть цикла, исповедь борца. Речитативный характер мелодики, ритмическое богатство, разно­образные приемы хорового письма способствуют созданию выразитель­ного образа. По мнению О. Коловского, обилие аккордовых педалей несколько утяжелило фактуру хора.

5-я поэма «Издалека» - романтическая песня о героизме прошлого, о прекрасном будущем. Мажорная, оптимистическая музыка проникнута красотой и внутренней гармонией. 1-часть - марш, 2-я - элегия. В основе лежит одна тема. Одновременное сочетание вводного тона в мелодии и тоники в гармонии создает эффект пространственной перспективы. Эта поэма - идейная и музыкальная кульминация цикла.

6-я поэма «В бою мой стих» - боевой плакат, музыка героического характера финала завершает цикл.

«Восьмистишия» Вадима Салманова на стихи Расула Гамзато­ва (1965). Салманова привлекла умная, искренняя и сердечная поэзия. Стихи о любви и природе, о человеке, о его долге и призвании. Общий настрой цикла - возвышенное созерцание и восхищение прекрасным.

«Книга жизни» и «Ты хочешь знать» — это идея гармонии между природой и человеком. На фоне мягких аккордов звучат мелодические фразы, то энергичные, то мечтательные. «Книга жизни» - гимн любви (соло сопрано и аккомпанирующего хора) полон простоты и благородст­ва. Романсовый характер музыки и фактуры соответствует камерному содержанию поэтического текста.

«Старый друг мой» - соло баса на фоне хоровой педали и жалобных причитаний у женской группы хора. «Как живете-можете»- жанровая сценка остроумного диалога женщин и мужчин. Музыкальная драматургия заключена в интонационном контрасте этих двух групп. На задорные быто­вые интонации женщин (подголосочная диатоника с кварто-квинтовыми параллелизмами), мужской хор отвечает в лирическом тоне (гармоническом трех-четырехголосие с изысканными ладотональными поворотами).

«Куда?» - жанр романса о любви, соло сопрано с аккомпанирующи­ми хоровыми партиями. Партитура прозрачна и объемна.

«Вершина» - идея гармонии человека и природы выражена суровы­ми и строгими гармониями. Заключение очень поэтично.

«Восьмистишия» - это лирическая сюита, поэма в 6-ти картинах. Это очень цельное по духу и композиции сочинение богато музыкальными мыслями и красками. Афористичность музыкального языка «Восьми­стиший» требует, несмотря на кажущуюся простоту их фактуры большо­го художественного мастерства исполнителей.

Хоры В. Салманова на стихи Янки Купалы («Песня», «Лесное озе­ро», «Весна») и Сергея Есенина («Топи да болота», «Нивы сжаты», «Прячет месяц») — глубоко лирические произведения, наполненные любовью к родной земле, к человеку.

Интерпретация хоров Салманова сложна тем, что дирижеру прихо­дится заботиться о цельности и непрерывности формообразования, о мягкости и непрерывности переходов от одной мысли к другой. Гармо­ния в хорах Салманова отличается ясной ладовой настройкой, чаще встречается трехголосная гармония. Салманов меняет пропорцию между голосоведением и педалью, предпочитая одну мелодическую линию на двухголосном фоне. Такая тенденция гармонической педали сохраняется и в многоголосии и имеет принципиальное значение в стиле композито­ра. В четырехголосии композитор усиливает мелодический элемент гар­монической ткани. Плавности и певучести гармонии не мешают много­численные кварты. Полифункциональные наслоения редки в хорах Сал­манова. По мнению исследователей, В. Салманов сказал новое слово в полифонии, основанной на принципах линеарной полифонической гармо­нии, например, в хоре «Топи да болота». Подголосочность определяет собой характер всей фактуры: и в хоровой педали, мелодизированной гармонии. В целом фактура хоровых партитур Салманова весьма разно­образна. Главная мелодия переходит из одной партии в другую. Прием включения и выключения меняет состав хорового ансамбля. Очень сво­бодно композитор распоряжается педалями, создавая «фоны» различной плотности. Педаль связывает музыкальную ткань, аккомпанирует, кон­трапунктирует. С большим искусством композитор применяет однород­ные ансамблевые тембры, а также смешанные. В основном композитор придерживается идеальной для хора четырехголосной фактуры и экономно использует прием divisi, а также прием пения закрытым ртом .

Хоровая форма Салманова представляет сплетение нескольких принципов: трехчастности, куплетной вариационности и свободной строфичности, нередко усложненных влиянием полифонических законо­мерностей (например, хор «Туманы мои»). Наиболее существенной осо­бенностью форм-схем Салманова является максимальное использование всех деталей музыкальной формы для выразительной передачи художе­ственного образа. Все элементы несут определенную смысловую нагруз­ку, что делает его музыку концентрированно выразительной. Это каче­ство приводит Салманова к камерной трактовке хора, что является одной из ведущих исполнительских тенденций нашего времени. Харак­терная для Салманова камерная гибкость в следовании за смысловой нагрузкой текста в связи с тонкой музыкальной конкретизацией поэтиче­ских образов ставит перед исполнителями особые задачи музыкально-декламационной области и требует от них высокой культуры. Наиболее существенными чертами хоровой музыки Салманова, по мнению, К. Дмитревской являются: «тщательно отобранные тексты, интерес­ные по своим поэтическим качествам и отвечающие наиболее острым идейно-эстетическим запросам современности; конкретность музы­кальных образов и привлечение жанровых связей для их характеристики; активно творческое преобразование материала; современный музы­кальный язык, обогащенный через использование ладоинтонационн возможностей фольклора».