Тема 4.

2.

1.

План лекции

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ

Тема 3.

Текущей успеваемости в семестре

ВЕДОМОСТЬ

Факультет _____прикладной математики и информатики___________________________
Специальность ______прикладная математика________________________________________
Курс ___3___ Группа ___5___
Наименование дисциплины ФА и ИУ (лекции)
  Преподаватель Чеб Е.С. Дата заполнения  
   
Фамилия, имя, отчество студента Оценка по виду деятельности Оценка текущего контроля Подпись препода-вателя  
Колл.№1 Колл.№2 КСР Итоговая КР  
Анискевич Илья Дмитриевич          
Болтач Вадим Юрьевич          
Гончаров Иван Валерьевич          
Единович Анна Вадимовна          
Зубковский Роман Сергеевич            
Калапуц Андрей            
Кезик Владимир Александрович          
Куделевич Анжелика Геннадьевна          
Лавринович Анна Сергеевна            
Максимов Владислав Андреевич            
Мальцев Глеб Игоревич          
Маскевич Павел Андреевич          
Никитенок Никита Михайлович          
Палюхович Станислав Витальевич            
Пилянский Владислав Владимирович          
Равко Денис Викторович          
Сечко Артур Юрьевич          
Снитко Александр Викторович            
Стасевич Виктор Николаевич          
Тиминский Сергей            
Тумаш Павел Андреевич            
Яловик Константин            
                   

 

Зав. кафедрой МФ,

профессор В.И.Корзюк

  1. Общие закономерности отклоняющегося развития.
  2. Специфические закономерности отклоняющегося развития.

 

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в. и связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий.

Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в основе многообразия их проявлений.

На протяжении 70-90-х гг. XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических материалов, раскрывающих этиологию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах отклоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распространение получает нейропсихологический анализ отклоняющегося развития (А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, Т. В. Ахутина, А. В. Семенович и др.).

Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является наличие трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.

1 уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:

– нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации. Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности; так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответствующими ответными действиями.

– нарушение речевого опосредования. Еще Л. С. Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.

Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких, как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.

– более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности. Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности. Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.

– риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические – готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

2 уровень – закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств(например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем – зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).

3 уровень – специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза(общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора, и т.д.).

Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации.Для дизонтогенетических расстройств, возникающих преимущественно вследствие ранних органических повреждений или недоразвития различных структур головного мозга, характерны следующие проявления:

– задержка в созревании мозга;

– задержка разной степени выраженности в формировании молодых и высоко дифференцированных мозговых структур, таких, как лобные отделы головного мозга;

– недостаточность общей интегративной деятельности мозга;

– инертность психической деятельности;

– нейродинамические нарушения, проявляющиеся в дисбалансе между процессами возбуждения и торможения (слабость процессов торможения, что ведет к чрезмерной иррадиации возбуждения);

– нарушение функций активного внимания как базового усло­вия эффективного включения в деятельность;

– непрогредиентный характер течения;

– трудности (а иногда невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.

Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа.Специфические закономерности связаны с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов:

– снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор;

– качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития – недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других;

– специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы;

– зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекционно-педагогической помощи и времени ее начала.

Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения.Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учет его мыслей, чувств, поведенческих реакций. При этом деятельность, не опосредованная социальным взаимодействием (игра, конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач в одиночестве и т.п.), может протекать на высоком уровне.

У детей и подростков данной категории выделяются следующие типы нарушения поведения:

– гиперкенетическая реакция,

– тревога,

– уход по артистическому типу,

– бегство,

– несоциализированная агрессивность,

– групповые правонарушения.