Тема 4.
2.
1.
План лекции
ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Тема 3.
Текущей успеваемости в семестре
ВЕДОМОСТЬ
Факультет _____прикладной математики и информатики___________________________ | |||||||||
Специальность ______прикладная математика________________________________________ | |||||||||
Курс ___3___ Группа ___5___ | |||||||||
Наименование дисциплины ФА и ИУ (лекции) | |||||||||
Преподаватель Чеб Е.С. Дата заполнения | |||||||||
№ | Фамилия, имя, отчество студента | Оценка по виду деятельности | Оценка текущего контроля | Подпись препода-вателя | |||||
Колл.№1 | Колл.№2 | КСР | Итоговая КР | ||||||
Анискевич Илья Дмитриевич | |||||||||
Болтач Вадим Юрьевич | |||||||||
Гончаров Иван Валерьевич | |||||||||
Единович Анна Вадимовна | |||||||||
Зубковский Роман Сергеевич | |||||||||
Калапуц Андрей | |||||||||
Кезик Владимир Александрович | |||||||||
Куделевич Анжелика Геннадьевна | |||||||||
Лавринович Анна Сергеевна | |||||||||
Максимов Владислав Андреевич | |||||||||
Мальцев Глеб Игоревич | |||||||||
Маскевич Павел Андреевич | |||||||||
Никитенок Никита Михайлович | |||||||||
Палюхович Станислав Витальевич | |||||||||
Пилянский Владислав Владимирович | |||||||||
Равко Денис Викторович | |||||||||
Сечко Артур Юрьевич | |||||||||
Снитко Александр Викторович | |||||||||
Стасевич Виктор Николаевич | |||||||||
Тиминский Сергей | |||||||||
Тумаш Павел Андреевич | |||||||||
Яловик Константин | |||||||||
Зав. кафедрой МФ,
профессор В.И.Корзюк
- Общие закономерности отклоняющегося развития.
- Специфические закономерности отклоняющегося развития.
Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в. и связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогических коррекционных воздействий.
Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии развития в значительной степени способствует выявлению общих и специфических закономерностей и механизмов, лежащих в основе многообразия их проявлений.
На протяжении 70-90-х гг. XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических материалов, раскрывающих этиологию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах отклоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распространение получает нейропсихологический анализ отклоняющегося развития (А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, Т. В. Ахутина, А. В. Семенович и др.).
Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является наличие трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.
1 уровень – закономерности, присущие всем типам дизонтогенетического развития:
– нарушение приема, переработки, сохранения и использования информации. Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности; так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается восприятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответствующими ответными действиями.
– нарушение речевого опосредования. Еще Л. С. Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющую роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности.
Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений, таких, как умственная отсталость, задержка психического развития, ранний детский аутизм и др. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.
– более длительные сроки формирования представлений и понятий об окружающей действительности. Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) об окружающей действительности. Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы.
– риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические – готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.
2 уровень – закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств(например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем – зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).
3 уровень – специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза(общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора, и т.д.).
Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации.Для дизонтогенетических расстройств, возникающих преимущественно вследствие ранних органических повреждений или недоразвития различных структур головного мозга, характерны следующие проявления:
– задержка в созревании мозга;
– задержка разной степени выраженности в формировании молодых и высоко дифференцированных мозговых структур, таких, как лобные отделы головного мозга;
– недостаточность общей интегративной деятельности мозга;
– инертность психической деятельности;
– нейродинамические нарушения, проявляющиеся в дисбалансе между процессами возбуждения и торможения (слабость процессов торможения, что ведет к чрезмерной иррадиации возбуждения);
– нарушение функций активного внимания как базового условия эффективного включения в деятельность;
– непрогредиентный характер течения;
– трудности (а иногда невозможность) усвоения общеобразовательных стандартов всех уровней образовательной системы.
Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа.Специфические закономерности связаны с первичной недостаточностью анализаторных систем, возникающие как вследствие эндогенных, так и экзогенных патогенных факторов:
– снижение количества и качества информации, поступающей через поврежденный анализатор;
– качественные изменения в системе взаимоотношений отдельных анализаторов, обусловливающие своеобразную асинхронию развития – недоразвитие одних систем восприятия при сохранности и гиперфункции других;
– специфичность формирования психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы;
– зависимость формирующейся в процессе онтогенетического развития системы компенсаторных процессов от системы коррекционно-педагогической помощи и времени ее начала.
Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения.Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне неоднородна. Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учет его мыслей, чувств, поведенческих реакций. При этом деятельность, не опосредованная социальным взаимодействием (игра, конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач в одиночестве и т.п.), может протекать на высоком уровне.
У детей и подростков данной категории выделяются следующие типы нарушения поведения:
– гиперкенетическая реакция,
– тревога,
– уход по артистическому типу,
– бегство,
– несоциализированная агрессивность,
– групповые правонарушения.