Произведения
· Аббат (The Abbot)
· Айвенго (Ivanhoe) (1819)
· Антикварий (The Antiquary) (1816)
· Вдова горца (The Highland Widow) (1827)
· Вудсток, или Кавалер (Woodstock) (1826)
· Гай Мэннеринг, или Астролог (Guy Mannering) (1815)
· Граф Роберт Парижский (Count Robert of Paris)
· Два гуртовщика (The Two Drovers) (1827)
· Дева озера (The Lady of the Lake) (1810)
· Зеркало тётушки Маргарет
· Квентин Дорвард (Quentin Durward) (1823)
· Кенилворт (Kenilworth) (1821)
· Комната с гобеленами, или Дама в старинном платье
· Ламмермурская невеста (The Bride of Lammermoor)
· Легенда о Монтрозе (A Legend of Montrose)
· Монастырь (The Monastery)
· Певерил Пик (Peveril of the Peak) (1822)
· Пертская красавица, или Валентинов день (1828)
· Песнь последнего менестреля (The Lay of the Last Minstrel) (1805)
· Пират (The Pirate) (1822)
· Поле Ватерлоо (The Field of Waterloo) (1815)
· Приключения Найджела (The Fortunes of Nigel) (1822)
· Пуритане (Old Mortality)
· Роб Рой (Rob Roy) (1818)
· Сент-Ронанские воды (St. Ronan's Well)
· Смерть лорда Байрона
· Талисман (The Talisman)
· Уэверли, или Шестьдесят лет назад (Waverley or Sixty years since) (1814)
· Черный карлик (The Black Dwarf)
· Эдинбургская темница (The Heart of Mid-Lothian)
Искусство Скотта сочетает романтические и реалистические элементы. Начинал как поэт-романтик с баллад. Создатель исторического романа. Вместе с Ф.Купером создали романтический исторический роман. Именно романтикт чувствовали историю как течение жизни. Вальтер Скотт в жанре романа воплощает эту концепцию истории. Обычно разрабатывает большие исторические события, столкновения самых значительных социальных сил. История мыслится как значительная независимая форма жизни. Не личности делают историю, поэтому у него исторические личности не главные герои романов. Жизнь – это единое трагическое действо. История обуславливает жизнь отдельных людей + ощущение мира как тайны вместе с четким подходом к истории. Жанр романа в творчестве Скотта содержал в себе сочетание двух традиций (Romans – рыцарский роман, готический роман и novelе – бытоописательный роман). Скотт проявляет интерес к конкретной психологии и среде, + представление мира как сказки, тайны, драмы. То есть, готическая форма помогает обобщить жизнь в конкретных материалах. Стремился к правдивости. Считал, что документы имеют дело со случайными фактами, поэтому им не всегда надо доверять. Всегда берет вымышленные сюжеты, так как они более правдивы, нежели случайные в истории. Он ставит правду художественного вымысла выше исторического правдоподобия. Ему всегда удается замечать конфликт времени. Создает исторический образ эпохи, совмещая историю и художественное сознание. История – это великая драма, поэтому в его романах всегда есть противоречия.
[1] Антагонист (лит.) — персонаж (или группа персонажей) какого-либо произведения, активно противодействующий протагонисту (или протагонистам) на пути к достижению его целей. В классической литературе роль антагониста играет верховный злодей, а протагониста — главный герой, однако в более современных произведениях их роли зачастую меняются, создавая более сложные и запутанные конфликты.
[2] При подготовке к печати записок Мурра, потомка прославленного Гинца фон Гинценфельда (более известного миру как Кот в сапогах), издатели обратили внимание на присутствие в рукописи явно посторонних фрагментов — отрывков из опубликованного ранее повествования о капельмейстере Иоганнесе Крейслере и его друге маэстро Абрагаме. Страницы эти оказались в рукописи Мурра по той простой причине, что Кот использовал их — распотрошив книгу из библиотеки своего хозяина Абрагама — в качестве промокательной бумаги. По странному совпадению, многие эпизоды жизнеописания Крейслеpa дополняют события, изложенные Котом Мурром, — но это сущая случайность, поскольку Мурр придерживался строгой хронологии, а страницы из книги вырывались им произвольно. Тем не менее, издатель оставил все как есть — на том основании, что именно Крейслеру маэстро Абрагам вверил заботу о Коте Мурре, удаляясь от двора князя Иринея.
[3] Предромантизм, преромантизм, комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 - начала 19 вв. и изобразительном искусстве конца 18 - начала 19 вв.; генетически предвосхищая романтизм, П. сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы сентиментализма (апелляция к "чувству", апология "естественного" существования, поэтизация "мирной" природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как П. - начало его полного и бескомпромиссного отрицания. "Зыбкая", переходная природа П. находит подтверждение в творческих судьбах "предромантиков", часто относимых либо уже к романтизму (У. Блейк), либо ещё к сентиментализму (Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, П. проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности ("Влюблённый дьявол" Ж. Казота; в известной мере произведения маркиза де Сада). В предреволюционные годы французский П. обретает гражданственное антифеодальное звучание. Наиболее характерно и полно П. развился в Англии. Констатируя кризис просветительского сознания, английский П. демонстративно реставрирует "старину" (мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсона), обращается к народному творчеству (песни и баллады Т. Перси, А. Рамзей и др.), создаёт "готический роман" (А. Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь в неё, английский П. переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к "варварскому" У. Шекспиру как образцу истинной поэзии ("Мысли об оригинальном творчестве", 1759, Э. Юнга). Критика буржуазного прогресса выразилась в "кладбищенской поэзии" Юнга ("Жалоба, или Ночные думы", 1742-45), в меланхолических "Элегиях" (1751) Т. Грея. П. проявился также в литературах США, Венгрии, Италии, Испании.
[4] Наиболее существенным признаком «школы» считают то, что эти поэты были «романтиками», жившими в «стране озер», т. е. в изобилующих озерами долинах Кемберленда и Вестморлена. Название О. ш. впервые было применено критиком «Эдинбургского обозрения» в 1802 и у одних, например у Байрона, носило характер презрительной клички, у других служило средством классификации лит-ых явлений. На первом этапе их объединял своеобразный крестьянский социализм — мечты о с.-х. коммуне в Америке. Ликвидация социального кризиса и реакция, последовавшая за окончанием первого периода Наполеоновских войн, умерили радикализм группы, которая прошла через шеллингианство к довольно четкому консерватизму.