Он состоит из Государственного геологического контроля и Государственного горного надзора.

Факт нарушения фиксируется при внеплановой проверке, проводимой Росприроднадзором или ее территориальными органами, для контроля устранения нарушений, выявленных при плановой проверке в соответствии с выданным предписанием.

В соответствии с ч.4 статьи 21 Закона РФ «О недрах» решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении 3 месяцев с даты получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь недр не устранил эти нарушения.

Письменное уведомлениенедропользователю о возможном прекращении права пользования недрами могут направлять:

· Росприроднадзор или его территориальные органы на основании проведенных проверок;

· Роснедра или его территориальные органы по представлению уполномоченных контрольных и надзорных органов, а также на основании отчетных и статистических данных.

В случае если пользователь недр в течение указанного в уведомлении срока не предоставит доказательств того, что он устранил указанные в уведомлении нарушения, Роснедра или его территориальные органы могут принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами.

1.7. Досрочное прекращение права пользования УНФЗ.

«Положение о принятии решения о прекращении права пользования участком НДР федерального значения для разведки и добычи ПИ в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии», утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.09.2008 № 697.

В случае если в процессе геологического изучения недр,осуществляемого по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторовили иностранным инвестором, открыто месторождение ПИ, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным часть 3 статьи 2.1.Закона РФ «О недрах». Правительством РФ может быть принято решение о прекращении права пользования участком недрдля разведки и добычи ПИ на нем при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства.

Решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи ПИ открытого месторождения по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным ч.3. статьи 2.1. Закона РФ «О недрах», принимает Правительство РФв случае, если Минобороны Росси и ФСБ Россиине согласовали проект Решения Правительства РФ о предоставлении пользователю недр права на разведку и добычу.

В случае отказа в предоставлении лицензии с целью разведки и добычи ПИ на участках недр Федерального значения пользователю недр, которому отказали в предоставлении лицензии:

1) возмещаются понесенные затраты;

2) сумма разового платежа за пользование недрами;

3) выплачивается вознаграждение.

Порядок указанных выплат и возмещений утвержден постановлением Правительства РФот 10 марта 2009 № 206.

Возмещение затратосуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительство РФ.

Возмещению подлежат следующие документально подтвержденные затраты:

1. Расходы на поиск и оценку открытого месторождения;

2. Расходы на осуществление мероприятий по установлению факта открытия месторождения ПИ и постановки его на Государственный баланс;

3. Сумму уплаченных процентов по кредитам, использованных для геологического изучения, поиска и оценки открытого месторождения, по рублевым – увеличенная в 1,1 раз, в валюте – на 15%;

4. Сумма разового платежа за пользование участком недр, уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии, рассчитанная на дату принятия решения об отказе.

Размер вознаграждения,которое выплачивается пользователю недр, которому отказано в получении лицензии на право разведки и добычи ПИ участком недр Федерального значения определяется как процент от суммы восполняемых расходов.

Размер процента зависит:

· От типа минерального сырья: углеводороды (УВ) и твердые ПИ (ТПИ);

· От расположения участка недр (субъект РФ, акватория).

Пример: для месторождения УВ на шельфе арктических и дальневосточных морей -50%; для Азовского, Балтийского, Каспийского и Черного – 35%.

Часть 2: «Государственный контроль и надзор в сфере недропользования»

Государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере недропользования – это одно из направлений государственное регулирование в сфере недропользования осуществляется посредством.

Государственный геологический контроль – это контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Государственный горный надзор – это контроль за безопасным ведением работ в сфере недропользования.

Часть 3: «Государственный геологический контроль»

Задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является (статья 37 Закона РФ «о недрах»):

Обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учёта и отчётности.

В соответствии с Законом РФ «О недрах», «Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400, Функции по осуществлению государственного геологического контроля осуществляет Росприроднадзор и его терр. органы.

Правовое регулирование государственного геологического контроля осуществляется в соответствии с:

1. Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293;

2. Административным регламентом Росприроднадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным приказом МПР России от 03.12.2007 г. № 319.

Административный регламент определяет последовательность и сроки действий по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Государственный геологический контроль осуществляется должностными лицами, посредством проведения контрольных проверок.

Что подлежит контролю:

- соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативно правовых актов РФ, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- выполнение условий недропользования, содержащихся на пользование участками недр;

- наличие технических (технологических) проектов, планов и схем развития горных работ;

Что подлежит контролю:

- соответствие текущего состояния работ по геологическому изучению и рациональному использованию запасов ПИ показателям, установленным в проектной документации;

- достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов ПИ;

- соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности недропользователями в фонды геологической информации в пределах своей компетенции;

- достоверность данных, необходимых для расчёта платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

- соблюдение установленного порядка экспорта минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

- сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технологичекой документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий:

- создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок;

- проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов;

- прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе РФ (в пределах своей компетенции).

Часть 4: «Осуществление государственного геологического контроля»

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами установлен ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С учётом его положений и на основе Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, подготовлен:

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнении. Государственной функции по осуществлению государственного геологического контроля за геологическим изучением, региональным использованием и охраной недр, утверждённый Приказом Минприроды России от 3 декабря 2007 г. № 319.

4.1.: «Виды проверок»

Проверки, проводимые должностными лицами, осуществляющими государственный геологический контроль, могут быть плановыми и внеплановыми.

Выездная проверка – проводится с выездом на объекты работ, связанных с пользованием недрами, с целью визуального изучения состояния вопросов проверки.

Документарная проверка – проводится без выезда на объекты работ, связанных с использованием недрами.

4.2.: «Документарная проверка»

Документарная проверка осуществляется в следующих случаях:

- погодные и климатические условия не позволяют осуществить выезд на объекты работ, связанных с пользованием недрами;

- при проведении сезонных работ;

- при отсутствии транспортного сообщения с объектами проведения работ, связанных с пользованием недрами;

- если представляется возможным оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям или иным требованиям, установленным законодательством РФ, без выезда на объект работ. Связанных с пользованием недрами.

Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Росприроднадзора или территориального органа Росприроднадзора.

4.3.: «Выездная проверка»

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности пользователя недр обязательным требованиям, связанным с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения проверяемой организации-недропользователя.

4.4.: «Комплексная и целевая проверка»

По своим задачам и полноте охвата вопросов по государственному геологическому контролю проверки делятся на комплексные и целевые.

Критерии для принятия решения о проведении целевой проверки:

- проведение проверок выполнения ранее выданных предписаний;

- проведение проверок по устранению нарушений, указанных в уведомлениях, выданных Роснедрами и его территориальными органами;

- обращения граждан и организаций;

- выявление фактов самовольного пользованиями недрами;

- необходимость рассмотрения конкретных вопросов недропользования.

Критерии для принятия решения о проведении комплексной проверки:

- проведение проверки по совокупности вопросов, находящихся в компетенции проверяющих органов;

- проведение проверки в отношении пользователя недр осуществляется впервые;

- проведение комплексной проверки в отношении пользователя недр осуществлялось более 5 лет назад.

4.5.: «Плановые проверки при осуществлении государственного геологического контроля»