Категории менеджерского поведения
Г. Юкл предлагает следующую классификацию:
1. Планирование и организация:
• выбор долгосрочных целей и стратегий;
• распределение ресурсов согласно приоритетам;
• принятие решений по эффективному использованию людей и ресурсов для выполнения рабочих заданий;
• принятие решений по оптимизации внутриорганизационных связей, росту производительности труда и эффективности организации.
2. Решение проблем:
• формулирование перечня проблем, связанных с работой;
• своевременный анализ проблем с целью выяснения их причин и нахождения решений;
• переход к активным действиям по выполнению решений и преодолению кризисов.
3. Разъяснение:
• определение вида и объема работы, предназначенной к выполнению;
• инструктирование относительно требований к выполнению работы;
• организация информационного обмена по поводу ясности понимания людьми трудовых обязанностей, рабочих задач, приоритетов, сроков выполнения и ожидаемых результатов.
4. Информирование:
• передача релевантной информации о решениях, планах и действиях людям, которым она необходима для выполнения их работы.
5. Мониторинг:
• сбор информации о ходе выполнения работы и внешних условиях, влияющих на него;
• осуществление контроля хода и качества работы;
• оценка действий отдельных работников и эффективности организационных подразделений.
6. Мотивация:
• посредством приемов влияния, обращенных к логике или эмоциям людей, возбуждение в них энтузиазма к работе, ответственности за порученное дело, готовности к сотрудничеству и поддержке;
• служение образцом достойного поведения для своих сотрудников.
7. Консалтинг:
• собеседование с людьми, прежде чем предпринимать изменения, способные затронуть их;
• поощрение участия в выработке решений;
• предоставление другим возможности влиять на принимаемые решения.
8. Выражение признания:
• выражение сотрудникам похвалы и признания за эффективные действия, высокие личные достижения и особый вклад в успех организации.
9. Поддержка:
• стремление к доброжелательным и заботливым отношениям с сотрудниками;
• проявление терпимости и желания быть полезным;
• выражение симпатии и поддержки, когда кто-то из работников расстроен или испытывает чувство тревоги.
10. Управление конфликтом и формирование команды:
• оказание помощи в конструктивном разрешении конфликта;
• поощрение сотрудничества, работы в команде и проявления солидарности с организационными ценностями.
11. Развитие сети деловых контактов:
• развитие неформальных внутриорганизационных связей;
• развитие контактов с людьми, находящимися за пределами непосредственного рабочего подразделения, которые могут служить источником информации и поддержки;
• поддержание деловых контактов путем периодических встреч, телефонных звонков, переписки, участия в совещаниях и неофициальных встречах.
12. Делегирование:
• предоставление подчиненным права на значительную ответственность и свободу действий в выполнении трудовых заданий;
• наделение подчиненных полномочиями принимать важные решения.
13. Развитие персонала и наставничество:
• обеспечение подчиненных специальным инструктажем по типу тренерства (или коучинга);
• консультирование в области карьеры;
• создание условий, способствующих профессиональному развитию и карьерному росту подчиненных.
14. Использование вознаграждений:
• предоставление подчиненным материальных вознаграждений (например, в виде денежных надбавок и премий) за компетентность в работе и успешное выполнение заданий.