Категории менеджерского поведения

Г. Юкл предлагает следующую классификацию:

1. Планирование и организация:

• выбор долгосрочных целей и стратегий;

• распределение ресурсов согласно приоритетам;

• принятие решений по эффективному использованию людей и ресурсов для выполнения рабочих заданий;

• принятие решений по оптимизации внутриорганизационных связей, росту производительности труда и эффективности организации.

2. Решение проблем:

• формулирование перечня проблем, связанных с работой;

• своевременный анализ проблем с целью выяснения их причин и нахождения решений;

• переход к активным действиям по выполнению решений и преодолению кризисов.

3. Разъяснение:

• определение вида и объема работы, предназначенной к выполнению;

• инструктирование относительно требований к выполнению работы;

• организация информационного обмена по поводу ясности понимания людьми трудовых обязанностей, рабочих задач, приоритетов, сроков выполнения и ожидаемых результатов.

4. Информирование:

• передача релевантной информации о решениях, планах и действиях людям, которым она необходима для выполнения их работы.

5. Мониторинг:

• сбор информации о ходе выполнения работы и внешних условиях, влияющих на него;

• осуществление контроля хода и качества работы;

• оценка действий отдельных работников и эффективности организационных подразделений.

6. Мотивация:

• посредством приемов влияния, обращенных к логике или эмоциям людей, возбуждение в них энтузиазма к работе, ответственности за порученное дело, готовности к сотрудничеству и поддержке;

• служение образцом достойного поведения для своих сотрудников.

7. Консалтинг:

• собеседование с людьми, прежде чем предпринимать изменения, способные затронуть их;

• поощрение участия в выработке решений;

• предоставление другим возможности влиять на принимаемые решения.

8. Выражение признания:

• выражение сотрудникам похвалы и признания за эффективные действия, высокие личные достижения и особый вклад в успех организации.

9. Поддержка:

• стремление к доброжелательным и заботливым отношениям с сотрудниками;

• проявление терпимости и желания быть полезным;

• выражение симпатии и поддержки, когда кто-то из работников расстроен или испытывает чувство тревоги.

10. Управление конфликтом и формирование команды:

• оказание помощи в конструктивном разрешении конфликта;

• поощрение сотрудничества, работы в команде и проявления солидарности с организационными ценностями.

11. Развитие сети деловых контактов:

• развитие неформальных внутриорганизационных связей;

• развитие контактов с людьми, находящимися за пределами непосредственного рабочего подразделения, которые могут служить источником информации и поддержки;

• поддержание деловых контактов путем периодических встреч, телефонных звонков, переписки, участия в совещаниях и неофициальных встречах.

12. Делегирование:

• предоставление подчиненным права на значительную ответственность и свободу действий в выполнении трудовых заданий;

• наделение подчиненных полномочиями принимать важные решения.

13. Развитие персонала и наставничество:

• обеспечение подчиненных специальным инструктажем по типу тренерства (или коучинга);

• консультирование в области карьеры;

• создание условий, способствующих профессиональному развитию и карьерному росту подчиненных.

14. Использование вознаграждений:

• предоставление подчиненным материальных вознаграждений (например, в виде денежных надбавок и премий) за компетентность в работе и успешное выполнение заданий.