Напорная характеристика ступени компрессора
Размеры проточной части компрессора, число ступеней, параметры ступеней и решеток определяются при газодинамическом проектировании только для одного режима, который называется расчетным или проектным. Соответственно, параметры на этом режиме также называются проектными.
В процессе эксплуатации рабочий режим газотурбинных установок и двигателей может меняться в широких пределах. Это может быть вызвано изменением потребной тяги или мощности, внешних условий, высоты полета и т.п. Особенно в широком диапазоне меняются режимы работы ГТД авиационного применения. В результате условия работу компрессоров входящих в состав двигателей меняются в широких пределах. Это приводит к изменению частоты вращения, степени повышения давления в компрессоре, расхода воздуха, скоростей потока и углов натекания воздуха на лопатки. В результате изменяется мощность, потребляемая компрессором, и его КПД, а в некоторых случаях возможно появление неустойчивых режимов, нежелательных в эксплуатации.
Поэтому, как отмечалось в разделе 1.1, одним из важнейших требований к компрессору является благоприятное протекание характеристик. То есть, достаточно высокий КПД и степень сжатия, а также отсутствие неустойчивых режимов на всех эксплуатационных режимах.
Зависимость параметров, характеризующих работу компрессора, от параметров, характеризующих режим его работы, называется характеристикой компрессора. Работка компрессора характеризуется двумя параметрами: степенью сжатия и КПД . Режим работы компрессора определяется частотой вращения РК n и расходом воздуха Gв, либо комплексами, связанными с ним ( и т.п.).
Знание характеристик необходимо для выбора оптимальных условий работы компрессора в составе установке, оптимального регулирования турбокомпрессора, обеспечивающего работу в области характеристик с высокими КПД при условии достаточности запасов газодинамической устойчивости компрессора.
Характеристики можно определять расчётным путём. Однако вследствие сложности процессов, протекающих в компрессоре, современные методы расчета не обеспечивают с достаточной точностью получение характеристик в области, примыкающей к границе устойчивой работы. Особенно значительная погрешность имеет место при определении границы устойчивой работы или, как ее часто называют, границы срыва. В связи с этим наиболее надежным методом получения характеристик является экспериментальный.
Рассмотрим, как меняются параметры характеризующие работу компрессора при изменении расхода воздуха при постоянной частоте вращения ротора n=const. С этой целью мысленно рассечем входной направляющий аппарат (ВНА) и РК цилиндрической поверхностью диаметром . Поверхность сечения развернем на плоскость, получив элементарную решетку профилей (рис. 1.23).
Постоянство частоты вращения обуславливает неизменность окружной скорости . Учитывая, что мощность приводной турбины прямо пропорциональная крутящему моменту на ней:
(30) |
который в свою очередь зависит от частоты вращения и перепада давлений на турбине, то можно заключить, что при n=const мощность турбины неизменна.
На рис. 1.23 пунктирной линией изображен треугольник скоростей на входе в РК на расчетном режиме. Обратите внимание, что на этом режиме угол потока в относительном движении близок к входному конструктивному углу РК .
Пунктир – треугольник скоростей на расчетном режиме;
Сплошная линия – треугольник скоростей при увеличенном расходе рабочего тела
Рис. 1.23. Изменение треугольника скоростей на входе в РК ЦБК при увеличении расхода воздуха относительно расчетного значения
Рассмотрим, каким образом влияет на работу ступени компрессора увеличение расхода рабочего тела относительно значения на расчетном режиме.
Как отмечалось в разделе 1.2, расход рабочего тела через компрессор определяется проекцией скорости перпендикулярной сечению, через которое осуществляется истечение. Для сечения на входе в компрессор это осевая проекция . Поэтому с увеличением растет пропорционально ему. При этом направление вектора остается неизменным, поскольку оно определяется конструктивными углами ВНА, которые не меняются. Зная направление вектора и его осевую проекцию легко найти значение скорости соответствующее увеличенному расходу. Учитывая, что окружная скорость не меняется ( ) легко найти и скорость потока на входе в РК в относительном движении Треугольник скоростей на входе в РК при увеличенном расходе воздуха изображен на рис. 1.23 сплошной линией.
Как видно из рис. 1.23 рост расхода рабочего тела приводит к росту угла потока в относительном движении . Угол натекания на лопатки РК отклонится от расчетного, угол атаки i становится отрицательным, что приведет к возникновению отрыва потока с рабочей стороны лопатки (корытца). Вращение РК будет прижимать срывную зону к стенке лопатки и локализовывать ее. Из-за отклонения угла атаки от оптимального значения и возможного наличия отрыва КПД ступени уменьшается.
Поскольку при n=const, мощность, подводимая к компрессору, не меняется, то рост расхода рабочего тела приведет к тому, что работа, подводимая к одному килограмму рабочего тела уменьшится, а это согласно (14) приведет к снижению степени сжатия . Сказанное можно подтвердить изменением планов скоростей ступени осевого компрессора, приведенным на рис. 1.24. Видно, что увеличение расхода при n=const снижает , что говорит о снижении затраченного напора .
При существенном увеличении расхода в «горле» (самом узком месте) лопаточного венца относительные скорости становятся равными скорости звука и “горло” “запирается”, т.е. не может пропустить больший объемный расход воздуха. За “горлом” возникает сверхзвуковая область течения, которая замыкается скачками уплотнения с присущими им волновыми потерями. Это и приводит к снижению напора и КПД, при этом правые ветви зависимостей становятся приближаются к вертикальному направлению.
а) – расчетный режим;
б) – увеличенный расходе рабочего тела
Рис. 1.24. Изменение плана скоростей осевого компрессора при увеличении расхода воздуха относительно расчетного значения
Таким образом, увеличение расхода рабочего тела по сравнению с расчетным значением приводит к уменьшению как КПД компрессора, так и степени сжатия .
При уменьшении расхода воздуха относительно расчетного значения осевая составляющая скорости уменьшается. Направление скорости с1 не изменяется. Поэтому при неизменной частоте вращения угол b1 уменьшится и угол атаки i станет положительным (рис. 1.25). Это приводит к возникновению отрыва потока с нерабочей стороны лопатки (спинки). При этом лопатка, вращаясь, стремится “уйти” от срыва. В результате, область срыва стремится занять всю область межлопаточного канала и «загромождает» его проходное сечение. Таким образом, отрыв со спинки гораздо более опасен и в большей мере снижает КПД ступени .
Пунктир – треугольник скоростей на расчетном режиме;
Сплошная линия – треугольник скоростей при уменьшенном расходе рабочего тела
Рис. 1.25. Изменение треугольника скоростей на входе в РК ЦБК при уменьшении расхода воздуха относительно расчетного значения
Из-за снижения расхода GВ при n=const увеличивается работа, передаваемая каждой единице массы воздуха, что сопровождается ростом степени сжатия . Сказанное можно подтвердить изменением планов скоростей ступени осевого компрессора, показанным на рис. 1.26. Видно, что уменьшение расхода при n=const увеличивает , что говорит о росте затраченного напора . В то же время значительное увеличение потерь из-за отрыва на спинке снижает подводимую к рабочему телу работу и при достижении некоторого значения расхода воздуха GВ степень сжатия начинает уменьшаться. В конечном итоге уменьшение расхода приведет к полномасштабному срыву, который проявляется в виде повышенных пульсаций потока и приводит к резкому снижению напора и КПД. Эксплуатация при расходах меньших, чем в точке срыва невозможна.
а) – расчетный режим;
б) – увеличенный расходе рабочего тела
Рис. 1.24. Изменение плана скоростей осевого компрессора при увеличении расхода воздуха относительно расчетного значения
Это приводит к тому, что максимум находится левее расчетного режима.
Проведенный анализ позволяет построить зависимость, параметров характеризующих работу компрессора от расхода воздуха через него при n=const, показанную на рис. 1.27. Характеристика компрессора, полученная при n=const, также называется напорной линией или напорной характеристикой.
Рис. 1.27. Типовой вид напорной характеристики ступени компрессора