Понятие гендерной роли, идеалы.

На рубеже 1950—1960-х годов американский психолог Роберт Столлер предложил наряду с биологическим полом (в английском языке он обозначен словом sex) ввести понятие «гендер» (gender). Он исходил из того, что биологические роли мужчин и женщин не меняются, а социальные требования, какими должны быть мужчины и женщины, – исторически переменная величина.

Явление, обозначаемое сегодня понятием «гендер», существовало всегда, хотя и в неразрывной связи с биологической дихотомией полов (разделением на два пола). Оно обнаруживало себя сменой таких глобальных исторических эпох в истории человечества, как матриархат и патриархат.

Сравнительные характеристики мужчин и женщин (большей частью не в пользу женского пола) присутствуют уже в трудах Платона (428 до н. э. – 348 до н. э.), Аристотеля (384 до н. э. – 322 до н. э.), Фомы Аквинского (1225–1274). В литературе встречается такой факт: пренебрежение к женщине доходило до того, что однажды, в 585 г., на Македонском соборе отцы христианской церкви вполне серьезно обсуждали вопрос – является ли женщина… человеком? Большинством всего в один голос было решено, что у нее есть душа и потому она все же человек.

В XVIII в. возник феминизм – движение в защиту политических и гражданских прав женщин. В России, где отношения полов с XVI в. регламентировались «Домостроем», в XIX в. возникли горячие дебаты по поводу «женского вопроса». Сторонниками домостроевских традиций в России были славянофилы, например А. С. Хомяков. Он считал сложившуюся половую дифференциацию, противопоставление полов и подчинение женщины мужчине природной данностью и волей Бога. Уделом женщины оставались лишь семейные ценности и дети.

Во второй половине XIX в. борьбу за эмансипацию женщины вели революционные демократы, особенно автор знаменитого романа «Что делать?» с его главной героиней Верой Павловной. Н. Г. Чернышевский полагал, что доминирование сильного мужчины над слабой женщиной – источник всех остальных форм угнетения, эксплуатации и подавления. Традиционная семья оценивалась как форма подавления личности женщины, поэтому необходимо радикальное преобразование отношений полов, а также всего порядка общества. На рубеже XIX‑XX вв. взаимоотношениям полов уделяли внимание писатели– мыслители Л. H. Толстой, Ф. М. Достоевский, полемизировавшие с Н. Г. Чернышевским, представители русской религиозной «философии пола»: B. C. Соловьев, В. В. Розанов, Н. Бердяев.

Феминизм был горячо поддержан марксистами, среди которых выделялись женщины-революционерки (Клара Цеткин в Германии, с именем и деятельностью которой связана дата Международного женского дня 8 марта; русские сподвижницы Ленина А. Колонтай, Инесса Арманд). Выдающейся феминисткой в середине XX в. была француженка Симона де Бовуар, автор известной книги «Второй пол» (1949 г.). Все наиболее значительное из накопленного наукой по вопросу взаимоотношения полов было учтено в формирующихся гендерных концепциях.

В отличие от биологического пола гендер – это социокультурный пол, социокультурный конструкт, создаваемый самим обществом. Мужчиной или женщиной человек рождается, а гендер внедряется в сознание через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. В отличие от практической неизменности полового диморфизма, гендер‑категория изменчивая, развивающаяся вместе с развитием социума. Ее содержание зависит от уровня культуры конкретного общества, в котором она (категория) формируется. Если пол (sex) выступает как естественная природная данность (как говорил Фрейд, «анатомия – это судьба»), то гендер формируется в процессе социализации личности. Гендер определяется как совокупность социальных и культурных норм, которые в обществе посредством власти и доминирования предписывается выполнять людям в зависимости от их пола.

Гендерные различия в поведении и социальных ролях обусловлены биологическими различиями между полами и являются результатом работы природных сил, а не воспитания, многие гендерные отличия, которые мы привыкли считать биологическими, на самом деле, как мы видим, продиктованы социальными нормами. Биологическое начало задает направление развития личности, но социальное вносит в него определенные коррективы. Не биологический пол, а гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин, которые соответствуют полу в данном обществе в данное время. Гендер связан с биологическими различиями, но не сводится только к ним. Он отражает не строго фиксированные естественные физические различия между женщинами и мужчинами, а их социальные роли, принятые на том или ином отрезке исторического времени.

Гендер – это категория, т. е. наиболее общее, родовое понятие, от которого образуется система других понятий: «гендерные нормы», «гендерные роли», «гендерная поляризация» (оппозиция маскулинности и фемининности), «гендерные схемы», «гендерные стереотипы», «гендерная стратификация» (выявление слоев в обществе), «гендерная асимметрия», «гендерология» и др. В орбите категории «гендер» функционируют и многие другие родственные понятия. Можно говорить, что они сложились в достаточно четкую систему понятий.

Важную роль в поддержании гендерной системы и конструировании гендерного сознания людей играют гендерные нормы. Гендерные нормы – это разновидность социальных норм, основных правил, которые определяют поведение человека в обществе. Люди принимают действующие в обществе социальные нормы, чтобы гармонизировать свои отношения с обществом. Неприятие норм ведет к потере популярности в своей группе (особенно у мальчиков), провоцирует появление нелестных прозвищ, в более старшем возрасте создает проблемы при приеме на хорошую работу, сложности в личной жизни, неодобрение родителей и т. д. Гендерные нормы внедряются в сознание детей в процессе семейного воспитания (в лице родителей и родственников), в системе образования (в лице воспитателей и учителей), при помощи книг и СМИ. Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных и культурных механизмов, например стереотипов мужественности и женственности. На их основе определяются гендерные роли. Гендерные роли – наборы норм, определяющих, как должны вести себя мужчины и женщины.

Гендерные идеалы воплощают культурные представления о мужском и женском поведении.

Наборы норм, т. е. образцов поведения для мужчин и женщин, содержат обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов; предписания, формирующие представления о том, кто такой «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Эти представления отвечают идеалам маскулинности и фемининности, о которых мы еще скажем ниже.

Желание избежать конфликтов с обществом объясняет порой пассивное подчинение гендерным ролям. В результате человек стремится подавлять в себе любое желание, которое может быть определено окружающими как несвойственное его гендеру.

«Для современного общества характерна поливариантность гендерных ролей. Ослабление поляризации гендерных ролей не устраняет половых и гендерных различий в социальной сфере» (И. С. Кон). Это входит в противоречие с устоявшейся системой воспитания в семье и школе. Подростки – и мальчики, и девочки – на собственном восприятии опыта жизни в родительском доме привыкают к разделению окружающего мира на фемининный, домашний мир женщин (даже работающих на производстве) и публичный маскулинный мир мужчин. И в дальнейшем мужчина оказывается не включенным в домашние дела, а часто и в принятие семейных решений, так как «мужские» обязанности выходят за рамки семьи. Достаточно сказать, что в школе на уроках труда шить, вязать, готовить учат только девочек.

Гендерный анализ предполагает исследование гендерных ролей безотносительно к биологической половой принадлежности тех, кто выполняет эти функции (женщины, нанимающие нянь и домработников мужского пола, приписывают им женские черты). Отклонение от гендерной роли ведет к увеличению нормативного давления со стороны общества.

Нормативное давление – реакция общества на отклонение от гендерной роли, которая вынуждает человека подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы не быть отвергнутым обществом. Нормативное давление на личность ребенка начинается в детстве: например, мальчики, играющие с девочками и не принимающие участия в традиционных играх мальчиков, подвергаются насмешкам сверстников и менее популярны в их среде. С раннего детства через семью, школу, сверстников, СМИ ребенок усваивает принятые в обществе гендерные нормы, воспринимает стереотипы поведения, свойственные его полу, и формирует для себя представления о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». В период от 3 до 7 лет дети достигают понимания, что гендер постоянен и изменить его невозможно. С этого момента они начинают подражать поведению представителей своего пола, наблюдая, наказываются или поощряются их действия. Сначала полоролевое поведение детей контролируется извне, социальным давлением, но затем ребенок выстраивает свою собственную систему стандартов поведения.