Словосочетание

Понимание синтаксиса как учения о двух единицах — словосочетании и предложении —нашло отражение и в содержании обучения русскому языку в национальных школах.

В соответствии с этим в центре внимания учащихся постоянно находятся две основные синтаксические единицы: словосочета­ниеи предложение.Невозможно овладеть законами построения русской речи, не познав законов конструирования словосочетаний и предложений. Именно поэтому работа над этими двумя основ­ными единицами синтаксиса в школьном курсе русского языка носит стержневой характер.

Изучение темы «Словосочетания» служит основой для усвое­ния учащимися смысловых и грамматических отношений между словами и, следовательно, базой для составления предложений и связных высказываний.

Работа над словосочетанием ведется в продолжение всего кур­са русского языка в национальной школе. При изучении данного раздела программы предусматривается установление естествен­ных связей между лексикой, морфологией и синтаксисом. Учащи­еся должны хорошо понять, что сочетаемость слов зависит от их лексического значения и морфологической природы. Это позволит им научиться правильно определять смысловые отношения между членами словосочетания.

В процессе работы над словосочетанием необходимо выделить главные вопросы. В первую очередь учащиеся должны научиться отличать словосочетание от слова и предложения.

Учитель на кон­кретных примерах подробно разъясняет им отличительные при­знаки словосочетания. Отмечается, что словосочетания обознача­ют предметы, признаки и действия, но только более конкретно, точно, в расчлененной форме, например: озеро голубое озеро, большое озеро, глубокое озеро; идти идти через лес, идти мед­ленно; сильный сильный духом. В предложении в отличие от слова и словосочетания не просто называются предметы, их дей­ствия и признаки, но и что-то сообщается о них, или содержится вопрос, или выражается побуждение.

Далее выясняется, что характерным признаком словосочетания является наличие не менее двух знаменательных слов — главного и зависимого, которые связываются подчинительной грамматичес­кой связью. Главное слово — это грамматически независимое сло­во, а зависимое слово — это слово, которое формально подчиняет­ся требованиям, исходящим от главного слова. Эта зависимость устанавливается путем постановки вопроса, например: читать (что?) книгу; читать — главное слово, от него ставится вопрос; книгу — зависимое слово, распространяющее (поясняющее) глав­ное слово.

Чтобы учащиеся научились строить различные модели словосо­четаний и правильно употреблять их в речи, учителю необходимо постоянно обращать их внимание на сочетаемость слов, т. е. на способность слова вступать в словосочетания с другими словами. Усвоение связи слов в словосочетаниях для учащихся национальных школ представляет особую трудность. Об этом свиде­тельствует наличие в устной и письменной речи большого количе­ства ошибок в согласовании и управлении. Наиболее распространенными из них являются: неправильное согласование слов в роде; неверное употребление зависимого существительного в словосочетаниях с беспредложным управлением; образованно словосочетаний с предложным управлением вместо беспредложного; употребление зависимых слов не с теми предлогами, кото­рые требуются; образование словосочетаний с беспредложным уп­равлением вместо предложного.

Для предупреждения и искоренения ошибок в употреблении различных типов словосочетаний полезно рекомендовать следую­щие упражнения: на установление связи между главным и зависи­мым словом путем постановки вопроса: смелый (какой?) посту­пок; радуется (чему?) жизни; заботиться (о ком?) о матери; на группировку словосочетаний по моделям; на составление сло­восочетаний с главным или зависимым словом с выяснением спо­собов грамматической связи; на конструирование словосочетаний по структурным схемам: прилагательное + существительное, гла­гол + существительное, глагол + существительное с предлогом и т. д.; на составление предложений, а затем связного текста с дан­ными словосочетаниями и т. д.

Такие упражнения помогут учащимся глубже понять структуру словосочетаний (главное, зависимое слово), правильно устанавливать смысловые отношения между их компонентами и пользовать­ся ими в соответствии с коммуникативным заданием.

Одним из обязательных условий структурной организации сло­восочетаний является порядок слов. Знание особенностей располо­жения компонентов в различных типах словосочетаний не менее важно для учащихся, чем знание норм синтаксической связи слов.

Учащиеся должны запомнить, что в русском языке словосоче­тания вне предложения имеют строго определенный, устойчивый порядок: зависимые согласуемые слова стоят обычно перед глав­ным словом (золотая осень, наш край), а зависимые управляемые слова — после главного (поддержать товарища, вера в человека). Примыкающие слова могут стоять и перед главным словом (при­лежно учиться), и после главного слова (возвратиться поздно). Здесь важно учесть, что в русском и родных языках учащихся порядок слов в словосочетаниях вне предложений не всегда совпа­дает.

Особое внимание следует обратить на то, что словосочетания, включенные в состав предложения, нередко подвергаются различ­ным изменениям, т. е. располагаются в нем по законам порядка слов в предложении, например: Я велел положить чемодан свой в тележку. (М. Лермонтов) В этом примере порядок слов в словосочетаниях велел положить чемодан, велел положить в тележку, находящихся в составе предложения, совпадает с по­рядком слов словосочетаний вне предложения. Порядок же слов словосочетания чемодан свой, находящегося в составе данного предложения, не совпадает с порядком слов вне предложения.

Преодолению специфических ошибок учащихся в употребле­нии словосочетаний будет способствовать усвоение данных конст­рукций по выраженным отношениям: пространственным, времен­ным, причинным.

Для развития, совершенствования русской речи учащихся большое значение имеет работа над синонимией словосочетаний, которая позволяет рассматривать изучаемые конструкции со сто­роны структуры (строения), семантики (значения) и функции (на­значения).