Словосочетание
Понимание синтаксиса как учения о двух единицах — словосочетании и предложении —нашло отражение и в содержании обучения русскому языку в национальных школах.
В соответствии с этим в центре внимания учащихся постоянно находятся две основные синтаксические единицы: словосочетаниеи предложение.Невозможно овладеть законами построения русской речи, не познав законов конструирования словосочетаний и предложений. Именно поэтому работа над этими двумя основными единицами синтаксиса в школьном курсе русского языка носит стержневой характер.
Изучение темы «Словосочетания» служит основой для усвоения учащимися смысловых и грамматических отношений между словами и, следовательно, базой для составления предложений и связных высказываний.
Работа над словосочетанием ведется в продолжение всего курса русского языка в национальной школе. При изучении данного раздела программы предусматривается установление естественных связей между лексикой, морфологией и синтаксисом. Учащиеся должны хорошо понять, что сочетаемость слов зависит от их лексического значения и морфологической природы. Это позволит им научиться правильно определять смысловые отношения между членами словосочетания.
В процессе работы над словосочетанием необходимо выделить главные вопросы. В первую очередь учащиеся должны научиться отличать словосочетание от слова и предложения.
Учитель на конкретных примерах подробно разъясняет им отличительные признаки словосочетания. Отмечается, что словосочетания обозначают предметы, признаки и действия, но только более конкретно, точно, в расчлененной форме, например: озеро — голубое озеро, большое озеро, глубокое озеро; идти — идти через лес, идти медленно; сильный — сильный духом. В предложении в отличие от слова и словосочетания не просто называются предметы, их действия и признаки, но и что-то сообщается о них, или содержится вопрос, или выражается побуждение.
Далее выясняется, что характерным признаком словосочетания является наличие не менее двух знаменательных слов — главного и зависимого, которые связываются подчинительной грамматической связью. Главное слово — это грамматически независимое слово, а зависимое слово — это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Эта зависимость устанавливается путем постановки вопроса, например: читать (что?) книгу; читать — главное слово, от него ставится вопрос; книгу — зависимое слово, распространяющее (поясняющее) главное слово.
Чтобы учащиеся научились строить различные модели словосочетаний и правильно употреблять их в речи, учителю необходимо постоянно обращать их внимание на сочетаемость слов, т. е. на способность слова вступать в словосочетания с другими словами. Усвоение связи слов в словосочетаниях для учащихся национальных школ представляет особую трудность. Об этом свидетельствует наличие в устной и письменной речи большого количества ошибок в согласовании и управлении. Наиболее распространенными из них являются: неправильное согласование слов в роде; неверное употребление зависимого существительного в словосочетаниях с беспредложным управлением; образованно словосочетаний с предложным управлением вместо беспредложного; употребление зависимых слов не с теми предлогами, которые требуются; образование словосочетаний с беспредложным управлением вместо предложного.
Для предупреждения и искоренения ошибок в употреблении различных типов словосочетаний полезно рекомендовать следующие упражнения: на установление связи между главным и зависимым словом путем постановки вопроса: смелый (какой?) поступок; радуется (чему?) жизни; заботиться (о ком?) о матери; на группировку словосочетаний по моделям; на составление словосочетаний с главным или зависимым словом с выяснением способов грамматической связи; на конструирование словосочетаний по структурным схемам: прилагательное + существительное, глагол + существительное, глагол + существительное с предлогом и т. д.; на составление предложений, а затем связного текста с данными словосочетаниями и т. д.
Такие упражнения помогут учащимся глубже понять структуру словосочетаний (главное, зависимое слово), правильно устанавливать смысловые отношения между их компонентами и пользоваться ими в соответствии с коммуникативным заданием.
Одним из обязательных условий структурной организации словосочетаний является порядок слов. Знание особенностей расположения компонентов в различных типах словосочетаний не менее важно для учащихся, чем знание норм синтаксической связи слов.
Учащиеся должны запомнить, что в русском языке словосочетания вне предложения имеют строго определенный, устойчивый порядок: зависимые согласуемые слова стоят обычно перед главным словом (золотая осень, наш край), а зависимые управляемые слова — после главного (поддержать товарища, вера в человека). Примыкающие слова могут стоять и перед главным словом (прилежно учиться), и после главного слова (возвратиться поздно). Здесь важно учесть, что в русском и родных языках учащихся порядок слов в словосочетаниях вне предложений не всегда совпадает.
Особое внимание следует обратить на то, что словосочетания, включенные в состав предложения, нередко подвергаются различным изменениям, т. е. располагаются в нем по законам порядка слов в предложении, например: Я велел положить чемодан свой в тележку. (М. Лермонтов) В этом примере порядок слов в словосочетаниях велел положить чемодан, велел положить в тележку, находящихся в составе предложения, совпадает с порядком слов словосочетаний вне предложения. Порядок же слов словосочетания чемодан свой, находящегося в составе данного предложения, не совпадает с порядком слов вне предложения.
Преодолению специфических ошибок учащихся в употреблении словосочетаний будет способствовать усвоение данных конструкций по выраженным отношениям: пространственным, временным, причинным.
Для развития, совершенствования русской речи учащихся большое значение имеет работа над синонимией словосочетаний, которая позволяет рассматривать изучаемые конструкции со стороны структуры (строения), семантики (значения) и функции (назначения).