Теории личности Ж. Политцера, Л. Сэв

В концепции франц. психолога и философа-марксиста Ж. Политцера, названной автором "конкретная психология", жизнь чел. рассматривается как драма, состоящая из сегментов, или актов, которые обозначают законченные действия, события, поступки. Эти психол. факты соотносятся с активностью личн., с ее целевой устремленностью. Чтобы проанализировать сегмент, нужно найти детерминацию его смысла в развитии, в развертывании всей совокупности событий, которые охватывают целостную жизнь конкретного индивида . Смысл жизн. акта может быть найден в рассказе самого субъекта , в котором за конвенциональным (явным) выделяется индивид, (скрытое) содержание.

Другой франц. психолог Л. Сэв отрицает осн. тезис теорий фрейдо-марксизма о том, что личн. испытывает искажающее влияние социальных отношений на внутр., специфически человеч. родовую сущность. Автор считает, что не существует изначально заданной сущности человеч. личн., что она формируется исторически сложившейся совокупностью обществ, отношений. Кроме того, как общая, так и специфич. характеристика личн. данного индивида, явл. отражением тех производственных отношений, в которых он, индивид, находится как представитель социального класса.

Осн. понятия теории Сэва: акт – поступок индивида, рассматриваемый также в качестве конкретной деятельности, которая явл. существ, элементом биографии чел.; способности – совокупность "актуальных потенциальностей", врожденных или приобретенных, которые дают возможность совершить любой акт на любом уровне. Базисом развитой личн. выступает структура деятельности, а субстанцией этой структуры явл. реальное время. Отношение ко времени – важный показатель характеристики личн. Потребность во времени – это отражение противоречия между потребностями и условиями деятельности, между индивидуальным и социальным. По использованию (осознанному и неосознанному) реального времени можно проследить эмпирич. формы жизни индивида. "Психологическими надстройками" личн. явл. деятельности, выступающие регулятором времени и, в конечном счете, процессов жизни человека. Возможна спонтанная (имеющая два уровня – реальное и желательное использование времени) и добровольная (формируется под влиянием обществ, отношений) регуляция. Другим надстроечным феноменом личн. явл. уровни и ценности самосознания индивида и осознания им мира.