Грузино-южноосетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты в августе 2008 г.

Во всех этих конфликтах в той или иной форме (от миротворческих инициатив и до применения своих войск) принимала участие Россия, что только подтверждает стратегическую важность Кавказского направления для нашего государства.

После распада СССР особенно напряженно сложились отношения центрального правительства и Чечни. В конце 1991 г. к власти в Чечне пришел генерал Д. М. Дудаев.Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Джохар Дудаев разогнал Верховный Совет Чечено-Ингушетииво главе с утратившим популярность Доку Завгаевым и объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия.

Внутри самих чеченцев (между тейпами — группами родственников) началась борьба за сферы влияния, которая при вмешательстве федеральных властей и силовых структур вылилась в 1994г. в подобие гражданской войны 11 декабря 1994 г. началась операция федеральных войск, превратившая внутричеченский конфликт в полномасштабную войну с многочисленными жертвами среди мирных жителей и военных.

Причины чеченской войны:

1) федеральные власти стремились ликвидировать «самодеятельность» генерала Дудаева, создавшего прецедент открытого неповиновения центру со стороны одного из субъектов Федерации. Это угрожало единству территориальной целостности и суверенитету России;

2) нарушение железнодорожного сообщения и подачи нефти из Баку в Новороссийск поставило под угрозу интересы российских экспортеров нефти и нефтяного бизнеса в целом. Проблема особенно обострилась в связи с притоком значительных (8,5 млрд. долл.) западных инвестиций в разработку каспийского нефтяного шельфа и планами руководства Азербайджана направить бакинскую нефть в Европу через Грузию и Турцию;

3) криминальные финансовые структуры, успевшие к тому времени отмыть через Чечню огромные деньги, были заинтересованы в эскалации напряженности, позволявшей им замести следы;

4) коррумпированные московские чиновники, причастные к расходова­нию средств из федерального бюджета, а также связанные с ними предприниматели, банкиры, торговцы оружием видели в войне перспективный источник личного обогащения.

Один из доминирующих вариантов в интерпретации чеченского кризиса сводится к поиску «истинных причин» войны в Чечне. Такими причинами эксперты называют чаще всего нефть и деньги.

Восстановление конституционного» порядка в Чечне привело к кровопролитной двухлетней войне, которую удалось завершить лишь к осени 1996г. подписанием 31 августа 1996 г. Хосавюртовского соглашения о разработке «Принципов определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой». Соглашение было подписано на фоне успешной боевой операции вооружённых формирований Республики Ичкерии, установивших контроль над городами Грозный, Аргун, Гудермес. Подписи под документом поставили: на тот момент начальник штаба вооруженных формирований сепаратистов Аслан Масхадов (по поручению Президента Чеченской Республики Ичкерии З. Яндарбиева) и секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь (по поручению Президента РФ Б. Н. Ельцина).

Федеральные власти не могли одолеть вооруженный сепаратизм. Поражение рос­сийских войск в Чечне создало для России чрезвычайно сложную ситуацию и форме реальной дилеммы: предоставлять или не предоставлять независимость Чечне. Затратив почти два года на силовой вариант, конфликтующие стороны вынуждены были искать варианты политического урегулирования противоречий.

В октябре 1996 г. в Хасавюрте была достигнута договоренность о проведении в Чечне президентских выборови откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики.

27 января 1997 г. Президентом Чеченской Республики был избран полковник Масхадов, провозгласивший курс на национальную независимость Чечни.

12 мая 1997 г. между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия подписан Договор о мире и принципах взаимоотношений, по которому стороны откладывали решение главного вопроса — независимости Чечни — на будущее.

После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терро­ризма на Северном Кавказе, которая осенью 1999 г. превратилась в общена­циональную проблему. В течение этого периода контакты Москвы и Чечни были свернуты, русское население Чечни подвергалось дискриминации и пре­следованиям. Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое дейст­вие, законное судопроизводство ликвидировано и заменено шариатским прав­лением. Чеченские бандформирования проводили политику устрашения рос­сийских властей: захват заложников, взрывы домов, нападение на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В. В. Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.

«Вторая чеченская война», начавшаяся введением российских войск в Чечню 30 сентября 1999 г. и закончившаяся 15 апреля 2009г. (активная боевая фаза до 2000 г.,) вызвала неоднозначную реакцию в мире. Прави­тельство дало понять мировому общественному мнению, что действия федераль­ных войск направлены прежде всего на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. В. В. Путин заявил о намерении действовать в Чечне исключительно с позиции сохранения целостности страны и ее спасения от терроризма. Россия также вынуждена учитывать тот факт, что в данном ре­гионе собственные интересы преследует Турция, а также США и НАТО.

В ноябре 1999 г. группировка федеральных сил в Чечне насчитывала 90 тыс. человек, из них около 70 тыс. проходили срочную службу, остальные служили по контракту. По данным печати, численность боевиков составляла 20—25 тыс. вооруженных боевиков, основу которых составляли 10—15 тыс. профессиона­лов-наемников, на чьей стороне оказался Масхадов.

Первый этап операции включал захват левобережья Терека и восстановле­ние законных органов власти в Наурском, Шелковском и Надтеречном рай­онах.Вытеснение бандитов из столицы Чечни завершило вторую фазу войны. В дальнейшем федеральные войска провели еще ряд успешных операций: вы­садили воздушный десант на чечено-грузинскую границу, отрезав боевикам пути отхода, установили контроль над Аргунским ущельем, освободили селе­ние Шатой, имеющее стратегическое значение.

К 2000г. активная фаза операции в Чечне считается завершенной. В военной области военачальники учли уроки первой кампании. Войска от­казались от штурма городов в пользу тактики окружения и постепенного «вы­давливания» противника, стали уделять особое внимание разведке. Налажено взаимодействие армии и МВД. Контртеррористическая операция продолжа­ется в Чечне по настоящее время, хотя, по заверениям федеральных властей, основные бандформирования были разгромлены. С октября 1999 г. по декабрь 2002 г. в Чечне погибли 4572 военнослужащих, сотрудников МВД и других си­ловых структур. 15 549 человек были ранены.

Оценивая сложившуюся геополитическую ситуацию, ряд исследователей и политологов полагали, что в целях установления связей и получения поддержки со стороны исламских государств, заинтересованных в расширении своего геополитического пространства, власти Чечни могли осуществить программу «исламского порядка» вопреки интересам граждан, которые уже прожили несколько поколений при европейских правовых нормах. Российское правительство поставило задачу в наименьшие сроки решить проблему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне.