Экономическое развитие Франции после Второй мировой войны

Экономические потери Франции во Второй мировой войне были тем более значительными, что разрушения от военных действии и бомбардировок дополнялись ущербом от оккупации германски­ми войсками Производство в среднем сократилось втрое на 70% снизилось промышленное производство более чем вдвое — сель­скохозяйственное, втрое сократился автомобильный парк и rpv-


Раздел VI

зовые перевозки. Довоенный уровень промышленного производ­ства, уровень 1938 г., был восстановлен в 1948 г

К 1990 г. промышленное производство Франции выросло в 5,5 раза. Вспомним, что производство развитых капиталистических стран, по сравнению с довоенным, выросло в 8,5 раза, а с 1948 г. — в 5,7 раза. Франция явно отстает. Если в 1938 г. во Франции про­изводилось 7,7% продукции развитых капиталистических стран, то в 1989 г. — только 5,7%.

Правда, в промышленности Франции за это время произошли прогрессивные сдвиги. Франция перестала быть страной с преоб­ладанием легкой промышленности. Уже в начале 80-х гг. маши­ностроительная, металл опере рабатывающая, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности давали 60% промышленной продукции, а вместе с добывающими отраслями — металлургической, угольной и неф­тегазовой —до 70%. Легкая промышленность теперь дает меньше 30% промышленной продукции.

После войны первоначально во Франции был взят курс на пропор­циональное развитие всего комплекса отраслей. Этот курс противо­речил принципу интеграции, поскольку предполагал самообеспе­чение Франции всеми видами продукции вместо участия в меж­дународном разделении труда. Этот курс был и экономически не­целесообразен, потому что предполагал дальнейшее развитие и тех традиционных отраслей, продукция которых не пользовалась спросом на мировом рынке. А эти отрасли составляли до 40% фран­цузской промышленности.

В 70-х годах курс изменился. Теперь правительство стало сти­мулировать развитие тех перспективных отраслей, продукция кото­рых могла быть на мировом рынке достаточно конкурентоспособной. Особенно значительные успехи были достигнуты в автомобиль­ной, авиаракетной и электротехнической промышленности. Уже к началу 80-х гг. доля Франции по этим отраслям превышала 10% от совокупного производства развитых капиталистических стран (а не 6%, как по промышленности в целом).

В 1980 г. в промышленности было занято 25,8% населения стра­ны, в сфере услуг — 57%, т.е. вдвое больше, чем в промышленнос­ти. Доля занятых в сельском хозяйстве сократилась до 8,7% в 1980 г Теперь Францию уже нельзя назвать аграрной страной.

Длительный застой в сельском хозяйстве объяснялся тем, что основу его все еще составляли мелкие парцеллярные крестьянс­кие хозяйства. По расчетам французских специалистов треть этих хозяйств не могли прокормить владельцев. Иными словами, в сель­ском хозяйстве Франции еще был не завершен переход к капита­лизму Поэтому решено было ликвидировал» мелкие нерентабель-