Экономическое развитие Франции после Второй мировой войны
Экономические потери Франции во Второй мировой войне были тем более значительными, что разрушения от военных действии и бомбардировок дополнялись ущербом от оккупации германскими войсками Производство в среднем сократилось втрое на 70% снизилось промышленное производство более чем вдвое — сельскохозяйственное, втрое сократился автомобильный парк и rpv-
Раздел VI
зовые перевозки. Довоенный уровень промышленного производства, уровень 1938 г., был восстановлен в 1948 г
К 1990 г. промышленное производство Франции выросло в 5,5 раза. Вспомним, что производство развитых капиталистических стран, по сравнению с довоенным, выросло в 8,5 раза, а с 1948 г. — в 5,7 раза. Франция явно отстает. Если в 1938 г. во Франции производилось 7,7% продукции развитых капиталистических стран, то в 1989 г. — только 5,7%.
Правда, в промышленности Франции за это время произошли прогрессивные сдвиги. Франция перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. Уже в начале 80-х гг. машиностроительная, металл опере рабатывающая, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности давали 60% промышленной продукции, а вместе с добывающими отраслями — металлургической, угольной и нефтегазовой —до 70%. Легкая промышленность теперь дает меньше 30% промышленной продукции.
После войны первоначально во Франции был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей. Этот курс противоречил принципу интеграции, поскольку предполагал самообеспечение Франции всеми видами продукции вместо участия в международном разделении труда. Этот курс был и экономически нецелесообразен, потому что предполагал дальнейшее развитие и тех традиционных отраслей, продукция которых не пользовалась спросом на мировом рынке. А эти отрасли составляли до 40% французской промышленности.
В 70-х годах курс изменился. Теперь правительство стало стимулировать развитие тех перспективных отраслей, продукция которых могла быть на мировом рынке достаточно конкурентоспособной. Особенно значительные успехи были достигнуты в автомобильной, авиаракетной и электротехнической промышленности. Уже к началу 80-х гг. доля Франции по этим отраслям превышала 10% от совокупного производства развитых капиталистических стран (а не 6%, как по промышленности в целом).
В 1980 г. в промышленности было занято 25,8% населения страны, в сфере услуг — 57%, т.е. вдвое больше, чем в промышленности. Доля занятых в сельском хозяйстве сократилась до 8,7% в 1980 г Теперь Францию уже нельзя назвать аграрной страной.
Длительный застой в сельском хозяйстве объяснялся тем, что основу его все еще составляли мелкие парцеллярные крестьянские хозяйства. По расчетам французских специалистов треть этих хозяйств не могли прокормить владельцев. Иными словами, в сельском хозяйстве Франции еще был не завершен переход к капитализму Поэтому решено было ликвидировал» мелкие нерентабель-