Мировая экономика в период перехода к империализму

В мерной половине XIX и зто В нос гедние десятилетия была единственная крупная существования дореволюционной отрасль промышленности России, в основном уже в годы развивавшаяся по-камигалис- войны, на базе 1 ически, без крепостных рабо- хлопчатобумажной чих и крепостнических приви- промышленности сложились ле1ии Здесь накапливались не мощные финансово-только капиталы, но и опыт промышленные корпорации буржуазного хозяйствования В сущности в те годы в России После отмены крепостного определялся классический права капиталисты дру| их от- вариант индустриализации: раслей еще только учились хо- капиталы, накопленные в легкой зяиствовать по-капиталисти- промышленности, начинает чески Капиталов не хватало, использоваться для развития чем и был вызван приток ино- тяжелой индустрии.

странного капитала Здесь же-------------------------------------------------

и то, и другое было в избытке И, исчерпав возможности своей отрасли, лидеры хлопчатобумажной промышленности станови­лись инициаторами дальнейшей индустриализации России

Особое положение сложилось в нефтяной промышленности Тогда она была новой отраслью, появилась пока еще в немногих cipanax, и нефтяные монополии рождались сразу в форме междуна­родных трестов, которые делили между собой мировые рынки. Три такие монополии и действовали в нефтяной промышленности России англо-голландский трест «РойялДатч Шелл», «Товарище­ство Нобель» с преобладанием немецких капиталов и «Русская ге­неральная нефтяная корпорация», где действовали преимуще­ственно англо-французские капиталы

В результате действий топливных монополий в России в после­дние годы перед мировой войной начался топливный голод — стало не хватать угля и нефти, и цены на них резко повысились. «Проду-голь», чтобы повысить цены, ограничивал добычу угля, старался создать дефицит топлива Цены на уюль повысились на 60%

Гораздо более эффективно действовали в этом направлении нефтяные монополии, потому что они были не синдикатами, а трестами, да еще международными Доля России в мировой до быче нефти упала с 51% в 1901 г до 16% в 1913 г, и Россия >же не лидировала по добыче нефти Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке выросли в 3-4 раза До начала нефтяного го лода в России началось производство двигателей внутреннего сгорания, но из-за дороговизны нефтепродуктов оно стало сво­рачиваться

Нефтяной голод был одной из причин того что до революции и России не развернулось произволе гво автомобилей и тракторов


Раздел V_____________________________________________________

Принято говорить не только о топливном, но и о меы i i 1141ч ком голоде в России того времени, как о резульм ic лет. пит с ни диката «Продамет». Но факты это не подтверждаю! Самые ныш кие темпы роста металлургии на Юге были н 191 I |9| ( и . i е именно в период «металлического голода». Цены ил меычч и но время не росли, а снижались. Следовательно, о сокращении про изводстваи вызванном этим сокращением голоде i окорим, не при­ходится.

В целом, однако, политика монополий приносила ущерб хо­зяйству страны. Под давлением общественного мнения к 1910 i правительство было вынуждено создать комиссию по офаниче-нию монополий, т.е. по выработке закона, подобного «антитрес­товскому» закону Шермана в США. Но оказалось, что эта комис­сия в основном состояла из представителей тех же монополий, и существенные меры по ограничению монополии выработаны не были.

Дело в том, что монополии в России уже начали оказывать дав­ление на государство, подкупая правительственных чиновников. Особенно тесные связи между государством и промышленной бур­жуазией наблюдались в военно-промышленном комплексе. Не удивительно: треть государственных расходов накануне мировой войны составляли военные расходы.

Когда Россия вступила в гонку вооружений перед войной, то оказалось, например, что весь руководящий состав военно-морского министерства одновременно занимал высокооплачи­ваемые должности в судостроительных компаниях. Чтобы по­лучить заказ на строительство линкора, судостроительное об­щество «Руссуд» поручило разработку его проекта тем самым министерским инженерам, которые должны были его прини­мать. Казна от такого сотрудничества министерских деятелей с промышленными компаниями терпела огромные убытки: пушки, снаряды, линкоры, ружья обходились России вдвое дороже, чем другим государствам.