Развитие рынка

Рост производства и рост рынка — две стороныодного процесса. Если росла тяжелая промышленность, значит, увеличива1ся ее рынок сбы­таЗа счет чего'

Прежде всего — за счет развития самой промышленности По­скольку продукцию тяжелой промышленности составляют сред­ства производства, потребляемые промышленностью те обору­дование, металл, топливо и т п , то своим разви i нем промышлен­ность сама создает рынок для себя, точнее, для своей части — тя­желой промышленности

А в России железнодорожное строительство существенно уве­личивало этот рынок Достаточно сказать, что в 90-х годах желез­ные дороги в среднем потребляли столько же Met алла, сколько его производили металлургические заводы России

Рынок легкой промышленности, т е товаров народного потреб­ления, тоже увеличивался с развитием самой промышленности Раз­витие промышленности означало увеличение количества рабо­чих, а рабочие, в отличие от крестьян, не вели натурального хо­зяйства, а все, необходимое для потребления, вынуждены были покупать Когда крестьянин становился рабочим, он тем самым становился покупателем Вторым фактором увеличения рынка продукции легкой промышленности был промышленный пере­ворот В результате переворота падали цены промышленных то­варов, и фабричный ситец вытеснял домотканое полотно Нако­нец, с ростом товарности сельского хозяйства деревня больше продавала своих продуктов и, соответственно больше покупала промышленных товаров И все же рынок предме юв потребления расширялся медленнее, потому что он рос только естественным образом, здесь не было такого дополнительною фактора, как строительство железных дорог и льготные казенные заказы

Но железные дороги увеличивали рынок не только тем что сами поглоща/ш промышленную продукцию Они увеличива ш рынок «вширь», территориально, присоединяя к нему далекие окраины До железных дорог хлопчатобумажные фабрики России не моыи использовать среднеазиатский хлопок Хлопок — дешевый и емкий товар Пере-