Развитие рынка
Рост производства и рост рынка — две стороныодного процесса. Если росла тяжелая промышленность, значит, увеличива1ся ее рынок сбытаЗа счет чего'
Прежде всего — за счет развития самой промышленности Поскольку продукцию тяжелой промышленности составляют средства производства, потребляемые промышленностью те оборудование, металл, топливо и т п , то своим разви i нем промышленность сама создает рынок для себя, точнее, для своей части — тяжелой промышленности
А в России железнодорожное строительство существенно увеличивало этот рынок Достаточно сказать, что в 90-х годах железные дороги в среднем потребляли столько же Met алла, сколько его производили металлургические заводы России
Рынок легкой промышленности, т е товаров народного потребления, тоже увеличивался с развитием самой промышленности Развитие промышленности означало увеличение количества рабочих, а рабочие, в отличие от крестьян, не вели натурального хозяйства, а все, необходимое для потребления, вынуждены были покупать Когда крестьянин становился рабочим, он тем самым становился покупателем Вторым фактором увеличения рынка продукции легкой промышленности был промышленный переворот В результате переворота падали цены промышленных товаров, и фабричный ситец вытеснял домотканое полотно Наконец, с ростом товарности сельского хозяйства деревня больше продавала своих продуктов и, соответственно больше покупала промышленных товаров И все же рынок предме юв потребления расширялся медленнее, потому что он рос только естественным образом, здесь не было такого дополнительною фактора, как строительство железных дорог и льготные казенные заказы
Но железные дороги увеличивали рынок не только тем что сами поглоща/ш промышленную продукцию Они увеличива ш рынок «вширь», территориально, присоединяя к нему далекие окраины До железных дорог хлопчатобумажные фабрики России не моыи использовать среднеазиатский хлопок Хлопок — дешевый и емкий товар Пере-