Развитие капитализма в США

Первая особенность заключалось в том, что если в других стра­нах переворот начинался с ле! кои промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промыш ленность, а легкая отставала За периоде 1850 по 1870 г г промыш ленное производство Германии выросло на 49% но добыча камен­ного угля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 30 хг но и в 1870 г в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура, Чем объяс­нялся этот опережающий рост тяжелой промышленности9 Тем что главными стимулами развития промышленности в Германии были стро­ит ельство железных дороги военные потребности.

Но главным стимулом развития промышленности и промышлен­ного переворота было, конечно, освобождение крестьян, котороев основном завершилось именно к середине века.

Промышленный перепорот в Германии развернулся в 50-60-е гг Но даже к 1870 г фабрика не вытеснила мануфактуру иремесло Из всех людей, занятых в это время в промышленности, лишь по ловину составляли рабочие а половину — ремесленники Дело в том, что Германия все еще не была объединена в одно государство и в ее составе наряду с экономически развитыми государствами сохранялись отсталые аграрные Завершение промышленного пе­реворота могло произойти и произошло только после окончатель ного объединения Германии

Промышленный переворот в Гер мании, ее индустриализация, т е создание фабрично-заводской промышленности имели свои особен­ности

Всередине XIX в в Германии началось ускоренное строитеть е 1 но жепезных дорог причем строи ю зги дороги в основном го


Раздел IV_________________________________________________________________

сударегно а не мастные предпринимают ( ipum in пи * лезпых доро! имело не только экономически! по и i ipu и ческие цели

Германия, как отмечалось, к этому времени о к i s.i i n i и • i ■ ч" > не or миропых торговых путей Ножелезные дорш и im\h ип ш н\ ситуацию /ермания, занимающая центральное по ю чк nut <. / с/'""1 оказа/ась в центре европейской железнодорожной ш/ш ( пи шим государствам стало выгодно перевозить товары 4i.pi. 111 и ррпм> рию И Германия вновь оказалась в центре сирот, некий mpi он ш

Строительство железных дорог к тому же i о ш ж и ю <>m<U ihiiui, германские государства, способствовало развитию тор, опт \и >ьд\ ними и ускоряло их объединение

Более того, строительство железных дорог со,дави ю о,ройный спрос наметал /, уголь, паровозы, вагоны, т е еттп трона три и<и тие главных отраслей тяжелой промышленности - ml та п\р, ичи кон, \гоимои, машиностроительной

Спишу юмразвития тяжелой промышленности бы ш и военные устре\пения Пруссии Пруссия стремилась объединить Германию т е присоединить остальные германские государства Для jtoio была нужна передовая военная техника Поэтомч ведущее мест в прусской промышленности заняли военные предприятия на первое место среди которых выдвинулись арi ил терииские )аво ды Круп па В деревне еще господствовали феода 1ы втекстить-нои промышленности преобладали ручные станки а у Круппа из­готовлением пушек занимались 7 тыс рабочих Г.го заводы зани­мали первое место среди военных заводов мира Все страны за­казывали себе пушки у Круппа

Второй особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что Германия была страной мо юдого капита­ли та Германские заводы строились на потека позже аш-лиискнх и ееюегненно, оборудовались новейшей но iomv вре­мени техникой,приобретенной в Англии Техническое же ос нащение английских заводов к этому времени уже морально устарею Но обновить егобыло сложно,т к сначала нужно было избавиться от старого оборудования Впрочем, у немцев было нема ю и своих изобретений Здесь, например, открыли методы производства анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в результате этих открытии химическая и электро­техническая промышленность Германии быстро вышли на первое место в мире

И гак по техническому уровню своей промышленности Гер­мания вырвалась вперед, причем этому теперь способствовала и иностранная конкуренция Если на начальном лапе разни тия к.шим ш i\ia иностранная конкуренция 3ai iviua ia промыт


Развитие мирового капиталистического хозяйства

пшики, ю KOi ыпро В lep\iaiiuii то 1ЧК0МК развитию
Miiiiiiiuiiiiiiii переворо! вы\ капитализма стала реформа по
пи i м полную еил\ г,1 же освобождению крестьян, которая
мши ip.inii.iH конкуренция обезземелила их, ограбила и
и i.ui.i тброе дело Она по обеспечили сильные позиции
mo i)i i.i iii.iAHiui ь ю 1ько не- помещиков-юнкеров в новом
loiu.iM наиболее еовер- буржуазном обществе. Нужно
iiK-iiHi.iM предприятиям И отметить, что большую ро
ш muikik ыводы строились в хозяйстве Германии игра ю
п,1 (i.i it нонешней к'хники государство. Государство
они должны были выпускать строию железные дороги,
продумшкыучше и дешевле с помощью государства
чем к Лш лии создавалась в Пруссии военная

Гретья особенность ни iy промышленность.

ыриализации Германии он -------------------------------------------------

ределяллсь тем, что шлчпгельнля часть необходимых дня раз нишя промышленности каппгаюв находилась не у буржуазии л у помещиков Чтобы мобили юна гь эти капиталы для развития промышленности, в Германии развертывается усиленное акцио­нерное предпринимате 1ьство (грюндерство) Новые промышлен­ные фирмы и банки со щлнллись как акционерные, и, продавая акции юнкерам, пол\чл ш их капни 1Ы Но в рез\ пьтате ока за лось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельс­ком хозяйстве, но и в промыт 1енности

По объему промышленного производства Германия занимала 3-е место в мире Впереди оставались Англия и США В соответ­ствии с ростом промыш 1енносш изменилась и внешняя торгов­ля Если за первую по ювпн\ XIX в внешняя торгончя выроста в два раза то за 50-60-е тды — и три раза Если в первой половине столетия Германия вывош ia в основном се 1ьскохозяиственн\ю продукцию и сырье то i смерь в вывозе преобла ила промышлен ная продукция— VIоль машины, ткани И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь — сырье и сельскохозяйственная нрод\кция

Итак, Германия представляет еще один вариант развития ка питализмл В отличие от Англии i де базой послужила эксплуата ция колонии и «огораживание >, в [ермании толчком к развитию капитализма стана реформа по освобождении) крестьян, ко/пора i обезземелила их, огради ш и овес печи ш си 1ьные позиции помещиков юнкеров в новом бур ж) азно м обществе Нужно от метить, что Сю 1ь ш)н> poib в хозяйстве [ермании играю государство Государстьи строило железные дороги, с по мощью гос \дарстви coidaeu шсь в Ирм сии военная промыииенность


Ридел IV__________________________________________________________________

Глава 4