Й учебный вопрос: Условия формирования информационно-коммуникационной среды

Основная часть

 

Рассмотрим условия формирования и функционирования информационно-коммуникационной среды.

Для современного общества этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характерен процесс активного использования информации в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной среды («сетевого пространства»), позволяющей формировать информационный поток сообразно интересам и предпочтениям конкретного потребителя информации. Это значительно расширяет сферу применения информационных ресурсов, обеспечивая не только доступ к
крупнейшим библиотекам мира, телестудиям, полнотекстовым базам данных или копиям реальных исторических документов, но и непосредственное информационное взаимодействие с партнерами, единомышленниками, коллегами по работе.

В настоящее время в образовании все шире применяются
средства ИКТ, обладающие интерактивностью, возможностью осуществления сбора, обработки, продуцирования,
передачи, тиражирования информации, в том числе на базе
информационного ресурса, распределенного в глобальной
сети Интернет, возможностью представления учебной информации средствами компьютерной графики и анимации
и т. п. Современные средства информационных и коммуникационных технологий практически снимают ограничения по
объему и скорости транслируемой информации, в том числе
аудио- и видеоинформации, а средства навигации сетевого
пространства обеспечивают возможность обращения к любому, сколь угодно удаленному источнику информации. Более
того, современные средства информационного взаимодействия в «сетевом пространстве» позволяют создавать информационный продукт специалистам, находящимся в разных регионах и странах.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, характерное для конца прошлого — начала нового века, создает невиданные ранее условия интерактивного информационного взаимодействия с использованием распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет, что определяет появление нового понятия «информационно-коммуникационная среда».

Информационно-коммуникационная среда — совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным), с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации; собственно знания; средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные
процессы и интерактивное информационное взаимодействие.

Научные исследования в различных областях убеждают в
том, что совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и прежде всего интеллектуализацию деятельности всех членов общества, во всех его сферах и, естественно, в сфере образования.

Общество, создавая информационно-коммуникационную
среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда современного общества постоянно видоизменяется и развивается адекватно достижениям научно-технического прогресса, совершенствование которых происходит в наши дни буквально в экспоненциальном темпе.

В настоящее время в образовании все шире используется свободный доступ преподавателя/учителя, студента/ученика к распределенному информационному ресурсу образовательного назначения. При этом методически эффективно организованное информационное взаимодействие даст возможность ученикам учиться когда угодно и где угодно путем обеспечения доступа к школьной информации и учебным материалам; обеспечит индивидуальную помощь учителей и общение со
сверстниками в режиме реального времени; даст возможность
хранения, сдачи и оценки домашнего задания в режиме онлайн; обеспечит поддержку связи с одноклассниками и учителями вне школы. Широкополосные каналы позволят осуществлять эффективный доступ к качественным ресурсам именно тогда, когда это требуется; организовать распределенное обучение, включая проведение мастер-классов в нескольких школах одновременно; повысить скорость передачи информации. Дома широкополосные каналы позволят получить
доступ к цифровым образовательным ресурсам школы, передавать насыщенные графикой, музыкой и видеоинформацией
презентации.

Информационное взаимодействие в данном случае не имеет общих правил пользования информационным ресурсом.
Здесь можно вести речь об открытых образовательных системах, не ориентированных на какую-то предметную область
(области).

Рассмотрим особенности таких открытых образовательных систем. Пользователь имеет неограниченный какими-либо содержательными или иного рода рамками выбор информационного ресурса. Ученик, по своему усмотрению (или по поручению учителя), производит отбор интересующего его учебного материала из распределенного информационного ресурса. Следует отметить, что успешность поиска нужной информации в этом случае будет зависеть от грамотной навигации в «море» информационного ресурса Интернета. В противном случае «открытость» образовательной системы сведется к
длительным поискам нужной информации, а информационное взаимодействие — в «вопросно-ответную систему».

Современная организация всемирной информационной сети и ее инфраструктура снимают ограничения по объему передаваемой или извлекаемой информации. Именно поэтому во многих странах стала актуальной и технологически разрешимой задача формирования полноценной Единой информационной образовательной среды. В России эта среда состоит из федеральной и региональных составляющих.

Под информационной образовательной средой будем понимать совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании распределенного информационного ресурса в области образования, науки и культуры. В рассматриваемом контексте «единство» понимается следующим образом:

· единство способов доступа к информационным ресурсам,
обмена информацией, ее передачи, транслирования;

· единство средств самопредставления пользователя, его
самоидентификации;

· единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия как с партнерами по общению, так и с
интерактивным источником информационного ресурса;

· наличие распределенной базы данных научно-педагогической, методической, инструктивной, хрестоматийной, технической информации, предназначенной для образовательных целей.

Функционирование Единой информационной образовательной среды предполагает доступность информации и информационных технологий, вовлеченность учеников и учителей в процессы педагогически значимого информационного взаимодействия с использованием телекоммуникационных ресурсов. В данном случае информационное взаимодействие обеспечивает, во-первых, личностно ориентированный подход к каждому обучаемому как в процессе обучения, так
и в процессе внеучебной деятельности, во-вторых, дифференциацию информации по культурным, профессиональным, индивидуальным интересам и предпочтениям пользователей.

Создание и содержательное наполнение Единой информационной образовательной среды Российской Федерации —
сложный и трудоемкий процесс, в котором должны принять
участие все регионы и учебные заведения. При этом региональные сообщества должны создавать информационные ресурсы в глобальной сети Интернет с учетом своей региональной и национальной специфики, культуры, народной педагогики и исторического наследия.

В свою очередь, в каждом учебном заведении необходимо
создать условия для функционирования информационной образовательной среды.

Создание высококачественной и высокотехнологичной
Единой информационной образовательной среды позволит коренным образом модернизировать систему образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям информационного общества.

Рассматривая вопросы информационного наполнения Единой информационной образовательной среды, необходимо выделить в качестве отдельных ее составляющих информационно-коммуникационные предметные среды.

Информационно-коммуникационная предметная среда представляет собой совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между пользователями и интерактивными средствами обучения некоторой предметной области. В этом случае ученик получает доступ к распределенным информационным образовательным ресурсам
конкретной предметной области и, работая с ними, изучает
теоретический материал, проводит опыты, отвечает на вопросы, общается с другими учениками, обсуждает изучаемые вопросы.

Рассмотрим особенности распределенного информационного ресурса некоторой предметной области.

1. Поиск учеником информационного ресурса осуществляется в соответствии с определенными методическими принципами и определяется авторскими подходами того или иного методиста (или группы методистов), ответственного (ответственных) за создание и наполнение этой системы.

2. Поиск необходимого материала осуществляется с помощью детально продуманной системы навигации.

3. Информационный ресурс может быть расположен на
едином накопителе (сервере), содержащем все основные приложения, необходимые для изучения определенной предметной области, либо на нескольких серверах, расположенных в разных городах и странах. В любом случае за внесение изменений в систему отвечает строго ограниченный круг лиц, однако выслать свои материалы или принять участие в обсуждении любого вопроса могут все желающие.