Наука – это знания, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее.
Р.А. Ромашов: наука – это целенаправленный результативный процесс получения, систематизации и обобщения признаваемых истинными знаний о сущности, структуре и содержании мироздания и о месте в системе мироздания человека и общества.
Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на основе определенных принципов, логически организованы, оформлены в виде теории.
Таким образом, специфическими признаками научного знания являются:
1. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, закрепленных в естественных или искусственных языках. Медико-биологические науки общаются на латинском языке, в математике, физике, химии своя символика и формулы. Языки науки уточняются, совершенствуются, наполняются новым содержанием.
2. Использование своих специфических средств, применимых в отдельных или смежных науках (телескопы, микроскопы, ускорители и т.д.).
3. Применение специфических методов деятельности.
4. Ориентированность на объективную истинность, ибо если нет истинности, то нет и науки. Истина – высшая ценность, ради которой трудятся ученые.
5. Органическая связь с практикой или нацеленность на практику. Жизненный смысл научных дерзаний состоит в том, чтобы полученные знания были необходимы людям, служили им «руководством к действию».
В структуре научного знания выделяют два уровня знания – эмпирический и теоретический.
На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувственное познание (живое созерцание). Эмпирический уровень – это своеобразный этап сбора данных о природных или социальных объектах, которых не хватает ученым, чтобы создать полную картину исследуемого явления или процесса. На эмпирическом уровне исследуемы объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию.
Теоретический уровень научного познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением эмпирического материала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий.
Классификация наук
Отражая мир, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о мире и его законах. В зависимости от приближенности или удаленности от практики науки разделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки нацелены на изучение, познание законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также структуры, в которых они действуют, изучаются фундаментальными науками в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию.
Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических задач. Это деление наук весьма условно, поскольку прикладные науки могут развиваться с преобладанием как практической, так и теоретической проблематики.
Наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются по предмету и методу познания. Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи, представляющие предмет конкретной науки. В зависимости от направленности научных исследований и сферы объективной реальности, знания о которой накапливаются, систематизируются и воспроизводятся все науки с определенной долей условности можно подразделить на технические, гуманитарные и естественные науки.
Технические науки изучают искусственные средства и механизмы, создаваемые человеком в целях улучшения условий жизни и усиления эффективности функциональной деятельности (инженерные науки, кибернетика, архитектура и др.).
Естественные науки изучают объективную реальность, существующую независимо от человеческого сообщества, то есть понятия, принципы, закономерности существования и развития природы во всех многообразных формах ее проявления (законы движения небесных тел, природный круговорот и т.д.). (физика, химия, биология, астрономия).
Специфической областью научного знания является социальное (гуманитарное) знание, как знание об обществе и процессах в нем происходящих, о человеке и «мире человека».
Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.
Гуманитарное знание имеет отношение к деятельности людей, в которой органично переплетены материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и сознательное. В силу этого гуманитарное знание содержит знание об объективных факторах существования человека и общества, а также о субъективном элементе, делающем жизнь человека и общества отличной от работы агрегата, подчиненного законам механики.
К наукам гуманитарного профиля (общественным наукам) относятся: философия, юридические науки, экономика, социология, политология, психология, этика, история, культурология и др.
Таким образом, познание знаменует активное освоение человеком объективной и субъективной реальности. Основной опорой человека на пути к знанию является наука как система постоянно расширяющегося и углубляющегося знания о мире и процессах, в нем происходящих.
- Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. А любая наука обязательно включает в себя познавательную деятельность людей, и чем продуктивнее результаты исследовательской работы, тем больше знаний накапливает наука.