ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Y. Текст лекции
IY. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.
Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 2 «Теория государства и права в системе общественных и юридических наук и дисциплин».
Теория государства и права – ведущая наука для остальных юридических наук, способствующая их единению.
Теория государства и права – вводная наука в систему наук о государстве и праве, а также обобщающая наука, так как изучает государство и право в целом.
Теория государства и права изучается наряду с прочими социальными науками, для которых государство и право не являются основными объектами исследования. Такой интерес со стороны этих наук объясняется тем, что государство и право – сложные феномены социальной деятельности. Сложность данных явлений заключается в их многогранности, что и предполагает возможность различных ракурсов их рассмотрения. В связи с этим государство как объект исследования частично включается в предметную область исследований философии, социологии, антропологии, политологии и ряда других наук.
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Наука как познавательная деятельность. Классификация наук.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Взаимосвязь теории государства и права с философией, политологией, историей, социологией, экономикой.
4. Теория государства и права как учебная дисциплина.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
- Наука как познавательная деятельность. Классификация наук
Познание – это процесс приращения знаний. Знания, получаемые в процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действительности. Человек постоянно познает мир, независимо от своего возраста он всегда открывает для себя новое в материальной и духовной жизни. Можно сказать, что познание – это есть сама человеческая жизнь.
Познание может быть обыденным и научным. Обыденное познание осуществляется индивидом или группой людей, оно нацелено на приспособление субъекта познания (человека) к окружающим условиям и призвано дать более или менее здравый ответ на любые изменения в системе «человек – окружающая среда». Научное познание – познание, связанное с выявлением глубинных связей и отношений в системе «человек – мир». Следовательно, оно предполагает выяснение законов, по которым существует мир и человек в этом мире.
Таким образом, наука в первую очередь обращается к рациональному (логическому) способу познания. Это более сложный, чем чувственный (эмипирический) способ познания, присущий только человеку способ познания действительности посредством абстрактного мышления. Для него характерна опора на результаты чувственного отражения, обобщенность и абстрактность возникающих образов, воспроизведение объектов на уровне сущности, то есть внутренних закономерных связей и отношений.
Основными формами логического познания являются понятие, суждение, умозаключение.
Связующим звеном между чувственным и логическим познанием выступает практика. Роль практики в познании велика. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее.
Ставя перед собой проблему получения истинного знания, отделения истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Эту сферу духовной деятельности он назвал наукой.
Слово «наука» буквально означает «знание». При этом научные знания – это такие знания, которые проверены практикой и подтверждены ею.