ЛЕКЦИЯ № 8

Предпочтение музыке.

В музыке воплощение жизни. В музыке воплощены все противоречия, которые так интересны романтикам. Музыка – самое нематериальное искусство, она носит незримый характер. В ней абсолют проявляется гораздо ярче. Музыка должна выражать внутреннюю сущность мира. Романтики пытаются и литературу, и живопись строить по законам жизни. Становится популярной опера, в литературе стих-я приближаются к мелодии, слово стремится стать музыкой. Главное в стих-ии не мысль, а впечатление. Романтизм вводил новые размеры, экспериментирует с рифмой, со звукописью. Изменяется сам поэтический язык. Он становится темным, но усиливаются его выразительные особенности.

Живопись романтизма драматизирована. Композиция беспокойна. Огромное внимание уделяется переливам цветов, полутонам. Многие сюжеты связаны с музыкой. Романтики пытаются достичь синтеза всех искусств.

 


1. Йенский романтизм.

2. Новалис (Фридрих фон Гарденберг, 1772-1801)

3. Поздний немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).

4. Английский романтизм. Джордж Гордон Байрон.

5. Поздний английский романтизм. Творчество Шелли и Китса.

6. Вальтер Скотт и романтическое понимание истории.

 

1. Йенский романтизм. Наиболее ярко воплотились все черты романтизма. Раньше всех романтизм появился в Германии. В конце 18 – в начале 19 века Германия отсталая страна, но в ней зародилась мощная духовная культура, взлет искусств. Противоречия между парением духа и исторической реальностью. Историческая обстановка – Великая фр. рев-я – привела к духовному подъему, но потом наступает разочарование: наполеоновские войны. Вдохновленные писатели и художники встретили революцию как начало новой эры, но возможности, которые давала рев-я, не были воплощены.

Кружок в Йене сформировался в начале 90-х гг. 18 в. В 1790 г. в Йену приезжает Август Шлегель. Преподает в Йене Шеллинг. В доме братьев Шлегелей(Братья Шлегели. Шлегель Август Вильгельм (1767-1845 гг.) - немецкий историк литературы, писатель, принадлежал к йенскому кружку немецких романтиков; Шлегель Фридрих (1772-1829 гг.) - немецкий филолог, философ, теоретик романтизма, писатель.) формируется кружок, куда входят поэты и писатели Людвиг Тик и Новалис (философ, геолог, естественник и богослов). Они думали, что им суждено начать новую эпоху в Германии. Они организовывают альманах «Агнец», где печатаются произведения. Идейный вдохновитель кружка – Август Шлегель. Он говорил о том, что они создают коллективное творчество. В музыке есть симфония, поэтому у них должна быть симпоэзия и симфилософия. Постулат: универсальность и всеобщность искусства и творчества. Искусство – это праздник, содружество, общение. Строили свою жизнь по законам искусства. Искусство должно быть простым и непринужденным. Романтизм – не только направление в литературе, но и направление вообще в культуре. Коллективное творчество воплотилось в сборниках: Тик «Фантазус», Арним «Зимний сад». Текст их, но воплощали общие идеи. Каролина Шлегель, Доротея Шлегель, Беттина Арним – женщины в кружке. Создали настоящий культ Каролины Шлегель. Душа мира – женская душа.

Фридрих Шлегель – глава кружка. Мыслитель. Создает теорию романтизма, романтического искусства. Главная цель – добиваться совершенства в мире и вносить его в искусство. Поэзия универсальна, она содержит все самое прекрасное, что есть в жизни, она скрепляет мир, все уравновешивает. Главный жанр – роман. Это универсальный жанр, он связывет все жанры, все лучшие достижения в поэзии. В нем восстанавливается целостность жизни. Роман – энциклопедия гениальной личности. Пытается создать подобное произведение, пишет роман «Люцинда» – лабораторное, экспериментальное создание. В 1799 г. «Люцинда» принес Шлегелю дурную славу. Люцинда и Юлий художники по призванию, они внутренне свободные, презирают условности света. Но Шлегель помещает их в какой-то выдуманный мир, они «изъяты» из реальной среды того времени. Этот роман – манифест новой романтической нравственности. Для романитков главное – красота человека, а не его нравственность. Это исходит из социального протеста. Отрицая буржуазную нравственность, романтики не ставят на ее место другую нравственность, а ставят красоту. Шлегель строит свое произведение по художественным требованиям романтизма. Это произведение не закончено, нет логики, нет сквозного сюжета. Но держат все главные герои.

 

2. Новалис (Фридрих фон Гарденберг, 1772-1801). Псевдоним соответствует духу времени. novalis (лат.) – первопроходец. Строит свою особую этику и эстетику. Учение о магической роли художника. Юрист по диплому. Один из учеников Фихте, хорошо знал математику, химию, биологию, горное дело, геологию, творчески перерабатывает учение своего учителя. Каждый их нас – философское «я», каждый обладает огромными силами по изменению мира. Новалис верит в безграничные возможности каждого (магический идеализм). А поэт – это миссия, он должен раскрыть пе5ред людьми мир. Художник – та жертва, которую должно заплатить человечество за спасение мира.

«Фрагменты» – наиболее интересное произведение. Обо всем. Физика – учение о фантазии природы. Природа – это окаменевшее волшебство. Он говорит о начале нового мира, о безграничных возможностях каждого. Новая эпоха раскроет человеку все тайны мира. Его воспринимали как поэта-мученика, гениального романтика. Эту легенду первым начинает Генрих Гейне. Еще одна легенда: на творчество Новалиса повлияла любовь Софии фон Кюн и ее безвременная смерть. Он просто видел в ней тот образ, который был дорог всем романтикам. «Гимеы ночи» 1800. Это цикл нескольких стих-й и стих-й в прозе. Разрабатывает свою стратегию вечной связи бытия и смерти. Ночь и день – не антитеза. Ночь – хаос, в котором все исчезает и из которого все вырастает, это то время, когда мы видим духовным зрением, тьма – это другая эпостась света. Ночь связана с образом Христа, умереть – значит раствориться в мире, соответственно, родиться заново. Стремление к беспредельности мира. Эти мотивы будут повторяться Гёльдерлином в драме «Эмпидокл», где Эмпидокл бросается в кратер вулкана, чтобы обрести иную жизнь. Наиболее известен 6-й гимн «Тоска по смерти». Днем мы видим границы, ночью они исчезают, поэтому человек безгранично свободен. 5-й гимн «К ночи». Эти гимны – наиболее яркое пантеистическое воплдощение стремлений художника. Роман «Генрих фон Офтердинген» должен был состоять из двух частей «Ожидание» и «Свершение», но вторую не успел. О жизни и творческом становлении немецкого поэта 13 века. Это для Новалиса обобщающий образ поэта вообще. Это символичный путь любого поэта. 13 век считали веком немецкой поэзии. Поэзия – начало, это очень важно. Роман напоминает просветительский роман-воспитание, но здесь все гораздо сложнее. Сон Генриха – цветок (символ), и он его потом всю жизнь ищет. Поэт в недрах жизни. Поэзия должна быть о жизни и в жизни (посюсторонний идеал). Вся жизнь Генриха – это развертывание его идеала, который у него уже есть изначально. Чтобы стать поэтом, надо полюбить.

3. Поздний немецкий романтизм. Эрнст Теодор АмадейГофман (1776-1822). Крах фр. рев-и. Антинаполеоновская освободительная борьба немецкого народа 1806 – 1813 гг. Кружок гейдельбергских романтиков (II период романтизма): Клеменс Брентано, Йоахим Арним, Людвиг Уланд, Йозеф Эйхендорф, Людвиг Мюллер, Братья Гримм, Шамиссо. III период – деятельность Клейста и Гофмана. Некоторые исследователи объединяют II и III период. Клейст, Гофман, Шамиссо никуда не входили. Их творчество отличается крайне острым восприятием жизни личности. Личность поздние романтики воспринимают как конфликт, как противоречие. Жизнь у романтиков – постоянные конфликты, и если для ранних романтиков это залог движения к абсолюту, то у поздних – наоборот. Появляется романтическая ирония, у ранних – это свидетельство вечного движения жизни, у поздних – понимание тщетности стремлений. Меняется роль приёма развоплощения. Жизнь – это хаос, бездна, над бытовыми вещами таится хаос. Большое внимание к проблеме человека. Противоречивость человека воспринимается как извечная проблема.

Эрнст Теодор Амадей Гофман(1776-1822). Трагизм восприятия позднего романтизма сочетается с легким характером его творчества. Вышел из среды чиновников, работал чиновником, писал музыку и декорации к собственным операм, был музыкальным критиком. В его творчестве мир свободы – это фантастическое царство, но мечта так прекрасна, что становится главнее реальности. Мир Гофмана – мир метаморфоз. В них и заключено подлинное содержание жизни. Мир прозы однако тоже обладает своей правотой. Нет ничего окончательного. Истиной не обладает никто. Мир художника и мир филистеров. Каждый из двух миров освещен иронически. Не расставлены акценты во взаимоотношениях поэзии и жизни. Наиболее ярко все противоречия выражаются в романе «Житейские воззрения кота Мура». Принцип двоемирия реализуется на уровне героев и на уровне идеи. Чередование глав: кот и художник Иоганес Крейслер (во многом это второе «я» Гофмана). Мир музыканта попадает в роман как бы по недоразумению. Куски о Крейслере отрывочны, в них нет связи. Таким образом, история романтика – это абсолютно не нужная составная часть истинно прозаического существа. То есть прозе стоит над поэзией. Романтическая ирония: оба героя иронически осмысленны. Две сюжетных линии выстроены как бы по законам разных жанров. Биография – попытка свести личности к каким-либо внешним проявлениям, т.к. романтики не считают биографию жанром, достойным уважения, а автобиография еще страшнее. Кот – типичный филистер-просветитель. Он ставит себя примером. Крейслер описан снаружи, о нем пишет маэстро Абрагам[2]. Жизнь кота жестко подчинена принципу детерминизма (причина – следствие). Бытие определяет сознание. Крейслер же не исчерпывается окружающим миром, он живет в противоречии и с миром, и с собой. Для личности важна гармония внешнего и внутреннего, что есть у кота. Рождение его искусства обязано потребностям жизни. Но в то же время кот и его мир очень приятны. Его самодовольство вроде бы отталкивает, но он снисходителен к другим. В нем тоже отражена частичка романтического. Линия капельмейстера Крейслера отлична. Его история написана по другим художественным законам. Крейслер – гениальный художник, но таковым себя не считает. Он весь – конфликт. Это конфликт между реальной жизнью и миром искусства. Проблематика романа рождается из сопоставления двух персонажей: кота и художника. Романтик и филистер иронизируют друг над другом, многие мотивы повторяются. Противопоставление этих двух фигур является и взаимодополнением.