Характеристика маркетинговой среды организации

Тема 5. Маркетинговая среда предприятия

1. Характеристика маркетинговой среды предприятия

2. Основные факторы макросреды

3. Основные факторы микросреды

4. Исследование внутренней среды предприятия

5. Характеристика контролируемых и неконтролируемых факторов среды

Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, способных оказать влияние на деятельность предприятия, его положение на рынке. Маркетинговая среда подвержена постоянным изменениям, что вызывает необходимость постоянного слежения за ее развитием. Изменения, происходящие в окружении предприятия, определяют выбор стратегии и тактики поведения хозяйствующего субъекта на рынке. Изучение маркетинговой среды в первую очередь предполагает выделение отдельных факторов как объектов исследования.

Маркетинговая среда слагается из микро- и макросреды.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, торговыми посредниками, клиентами, конкурентами, контактными аудиториями.

Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.

Питер Р. Диксон подразделяет факторы маркетинговой среды на макроокружение фирмы, непосредственное окружение и внутреннюю среду (табл.1).1

Таблица 1

Классификация факторов маркетинговой среды

Характер маркетинговой среды Элементы маркетинговой среды
Макроокружение предприятия · Экономические факторы · Правовое регулирование · Политические факторы · Социально-культурные факторы · Технологические факторы
Непосредственное окружение фирмы · Покупатели · Поставщики · Конкуренты · Посредники · Контактные аудитории
Внутренняя среда предприятия * Кадры · Маркетинг · Финансы · Производство