Ценообразование во внебюджетной деятельности

Внебюджетная деятельность образовательного учреждения направлена на получение дохода, выручка от реализации образовательным учреждением товаров, работ и услуг должна, как минимум, покрывать издержки по их производству и реализации. Иначе говоря, эта деятельность должна быть выгодна. В противном случае ею заниматься не следует. Для финансового планирования также очень важно определить размеры и сроки поступления средств в учебное заведение, спланировать их расходование таким образом, чтобы увязать это с системой налогообложения. Следовательно, необходимо правильно определить (спланировать) цену. При определении цен на предоставляемые услуги (работы) необходимо предпринять следующие шаги:

1. Разработать и утвердить советом или ученым советом методики (или методические материалы, положения и т.п. документы) расчета цен на предоставляемые учебным заведением услуги, включающие в себя:

• определение базы для расчета цен (по плановым или фактическим расходам, т.е. от какого уровня цены нужно начинать);

• порядок определения размеров прямых и накладных расходов, исходя из содержания оказываемых услуг;

• механизм учета уровня инфляции в зависимости от срока предоставляемой услуги, особенно если это услуги длительного срока предоставления, что характерно для системы образования;

• особенности формирования цены на различные виды услуг с учетом действующей системы налогообложения;

• механизм учета рыночной конъюнктуры;

• существующие законодательные ограничения (если таковые есть) на установление цен на различные товары и услуги;

• механизм установления льгот, дифференциации и изменения цены.

2. Выяснить конъюнктуру цен на аналогичные или заменяющие услуги в данном регионе.

3. Учесть уровень инфляции при формировании цены, в особенности при оказании долгосрочных услуг.

4. Провести расчет в соответствии с утвержденными документами и утвердить цены советом или ученым советом.

Цена на платные услуги учебного заведения представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и других затрат. Цена на услуги включает:

1. Затраты по оказанию услуги, которые в зависимости от способов включения в цену для целей ценообразования подразделяются на прямые и накладные (косвенные) расходы.

Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с оказанием услуг (выполнением работ): затраты на материалы, оборудование; на оплату труда преподавателей и других работников, непосредственно участвующих в процессе оказания услуги; затраты по работам, выполняемым сторонними организациями и предприятиями, и другие виды затрат, целиком и полностью относящихся к данной конкретной услуге. К накладным (косвенным) относятся затраты, связанные с деятельностью организации, в которой оказывается данная конкретная услуга. К ним относятся расходы, связанные с управлением и организацией оказания услуги (расходы на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных

служб и др.), а также другие расходы, которые прямо отнести к конкретной услуге не представляется возможным.

2. Налоги (на конкретный вид деятельности).

3. Плановые накопления (прибыль). Отметим еще раз, что некоммерческая организация «нацеливается» на получение прибыли.

К прямым затратам учебного заведения на оказание конкретной услуги (работы) должны быть отнесены:

• оплата труда (с включением единого социального налога) непосредственных исполнителей, оказывающих данную услугу;

• материальные затраты, необходимые для оказания данной услуги.

К накладным (косвенным) расходам, необходимым для оказания данной услуги, относятся:

• оплата труда (с учетом единого социального налога) административно-управленческого и обслуживающего персонала учебного заведения, причем для каждой услуги необходимо определить, каким именно образом, в какой части эти расходы к данной услуге относятся;

• затраты на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала;

• коммунальные платежи и услуги связи;

• текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

• расходы на приобретение оборудования;

• транспортные расходы;

• командировки административно-управленческого и обслуживающего персонала;

• повышение квалификации;

• представительские расходы;

• расходы на рекламу;

• другие общехозяйственные расходы.

Налоги (на конкретный вид деятельности) определяются видом оказываемых услуг и выполняемых работ. Плановые накопления (прибыль) формируются для осуществления организацией затрат, которые не могут быть произведены за счет других источников. Можно отметить некоторые особенности ценообразования на отдельные виды услуг.

Платные образовательные услуги. Затраты рекомендуется группировать в соответствии с их экономическим содержанием по следующим укрупненным элементам, используя коды экономической классификации. В расчет цены образовательных услуг (основных и дополнительных) могут включаться:

• все затраты (текущие и капитальные);

• текущие затраты и часть элементов капитальных затрат;

• только текущие затраты, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса, административнохозяйственные и эксплуатационные расходы. Выбор того или иного способа расчета (калькулирования) затрат определяется следующими факторами:

• длительностью оказываемой услуги. Расчеты стоимости услуг, выполняемых длительный период, как правило, включают все виды затрат;

• степенью использования материальной базы в процессе оказания услуги (в зависимости от содержания услуги — например обучение работе на уникальном оборудовании);

• конъюнктурой рынка. Услуги, не пользующиеся активным спросом, могут не включать в себя элементы капитальных затрат. Следует добавить, что цена на такие услуги должна приближаться к уровню затрат на их осуществление;

• другие факторы, существенные для конкретного образовательного учреждения при формировании цены.

Детальный перечень элементов затрат должен базироваться на экономической классификации расходов бюджета (по соответствующим статьям) и может включать следующие элементы:

• заработная плата профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала;

• единый социальный налог (начисления на заработную плату);

• приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

• оплата коммунальных услуг;

• оплата транспортных услуг;

• оплата услуг связи и телекоммуникационных услуг;

• командировки и служебные разъезды;

• учебные и научные расходы, в том числе:

— учебная, производственная практика и экспедиции;

— приобретение книг для библиотеки, подписка на периодические издания;

— приобретение программных продуктов, расходных материалов;

• текущий ремонт инвентаря и оборудования;

• текущий ремонт зданий и сооружений;

• стипендия и питание учащихся;

• культурно-массовая работа со студентами и оздоровительные мероприятия;

• содержание общежитий;

• оплата услуг проживания;

• приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

• капитальный ремонт учебных корпусов;

• прочие расходы.

При ценообразовании на платные образовательные услуги в том случае, если речь не идет об индивидуальных занятиях, расчет цены производится на группу обучаемых (курс, поток). Цена обучения одного учащегося является расчетной и используется при заключении договора на обучение.

Расчет прямых расходов. Заработная плата рассчитывается в зависимости от вида оказываемых услуг, учебного плана и количества групп. В основу расчета заработной платы преподавательского состава берется заработная плата в расчете на 1 час преподавания в соответствии с положением об оплате труда, принятым советом или ученым советом учебного заведения или другим внутренним нормативным актом. Фонд заработной платы учебно-вспомогательного персонала может определяться:

• в процентном объеме от фонда заработной платы преподавательского состава (например 20%).

• от необходимой численности УВП с оплатой на уровне средних для данного учебного заведения показателей оплаты труда для данной категории работающих. Состав прямых материальных затрат определяется характером конкретных видов деятельности. Расчет накладных (косвенных) расходов рекомендуется производить исходя из затрат учебного заведения по содержанию и эксплуатации 1 м2 полезной или общей площади (в зависимости от вида деятельности), в том числе в расчете на 1 м2. К этим расходам относятся:

• заработная плата обслуживающего персонала (с учетом единого социального налога);

• коммунальные платежи;

• текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

• текущие расходы на закупки товаров и услуг по содержанию зданий;

• транспортные расходы;

• прочие текущие расходы.

В накладных (косвенных) расходах учитываются расходы по содержанию административно-управленческого персонала, в том числе заработная плата (с учетом единого социального налога) административно-управленческого персонала, определяемая по нормативу в конкретном образовательном учреждении (в зависимости от вида деятельности) в процентах от суммы заработной платы преподавательского, учебновспомогательного и обслуживающего персонала, относимой к данному виду деятельности ( например в размере 10%). Расходы по содержанию административно-управленческого персонала могут определяться в процентном отношении к

фонду заработной платы АУП (например в размере 50%). Данные расходы включают в себя:

• коммунальные платежи;

• услуги связи;

• расходные материалы и предметы снабжения;

• командировки и служебные разъезды;

• оплату транспортных услуг;

• оплату коммунальных услуг по площадям, занимаемым АУП;

• прочие расходы.

Наряду с основной общей калькуляцией (расчетом), отдельные учебные заведения могут составлять еще и калькуляцию (расчет) дифференцируемой стоимости обучения по наиболее престижным специальностям с учетом повышающих коэффициентов и (или) суммы плановых накоплений. В качестве механизма учета инфляционных процессов могут быть использованы условные единицы, социально-экономические показатели (например МРОТ, потребительская корзина), показатели инфляции. Наиболее точную оценку инфляционных процессов обеспечивают показатели инфляции. Использование показателей инфляции должно строиться с учетом того факта, что инфляционные процессы имеют разную

динамику применительно к различным элементам затрат. Показатели инфляции должны быть объединены в интегральную оценку инфляции в виде повышающего коэффициента к цене. При расчете цены следует учесть некоторые граничные условия, в частности:

• нельзя взимать плату за неоказанные услуги или невыполненные работы, а также за услуги, оплаченные за счет средств бюджета;

• стоимость образовательных услуг не может быть ниже стоимости оплаты аналогичных услуг, финансируемых учредителем из средств бюджета;

• размер взимаемой платы должен обеспечивать покрытие издержек по обучению. Если установленная цена не покрывает издержек, то образовательному учреждению следует определить источник покрытия возникающего дефицита;

• если образовательное учреждение оказывает образовательные услуги путем заключения публичного договора (статья 426 ГК РФ), то не допускается установление различного уровня цен по одному виду услуг.

Данное ограничение не применяется, если законодательством предусмотрено предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В условиях рынка допустимо по конкретным образовательным услугам (работам) использование пониженной или повышенной цены, а также применение (предоставление) льгот к ценам по конкретному перечню или контингенту учащихся (воспитанников). Указанная дифференциация может быть отражена во внутренних нормативных актах (включая положения, приказы и т.п.) Применение пониженной цены допустимо, если предполагается, что выигрыш (экономический эффект) достигается за счет привлечения большего числа учащихся, проведения занятий в группе или на территории заказчика, дотирования менее престижных подразделений, труднокомплектуемых специальностей за счет применения понижающих коэффициентов к усредненной цене с одновременным перераспределением разницы в ценах за счет повышения цены на услуги (работы), пользующиеся повышенным спросом. Размер плановых накоплений (прибыли) может определяться по нормативам, устанавливаемым соответствующим органом управления учебным заведением (например Ученым советом) для каждого конкретного вида деятельности в процентах от совокупных затрат по указанным выше составляющим. Размер налоговых платежей, учитываемых в расчетах цены, определяется действующим налоговым законодательством (федеральным, региональным и местным) в зависимости от вида деятельности. В соответствии с Бюджетным кодексом (статья 254) внебюджетные средства (доходы от предпринимательской деятельности и от использования государственной собственности) бюджетных учреждений должны учитываться на лицевых счетах в соответствующих территориальных органах федерального казначейства. Поручение о проведении необходимых для этого действий в 2001 г. было дано постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 255 «О мерах по реализации

Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год». Пунктом 50 Минфину России поручено утвердить во II квартале 2001 г. порядок открытия и ведения в органах федерального казначейства счетов по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных бюджетными учреждениями, находящимися в ведении главных распорядителей. Главным распорядителям (министерствам и ведомствам Российской Федерации) и другим непосредственным получателям средств федерального бюджета поручено:

а) оформить генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

б) обеспечить открытие бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, в органах федерального казначейства лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

в) обеспечить закрытие бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, ранее открытых в банках счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Отличительной особенностью такого варианта построения учета движения внебюджетных средств является строгое регламентирование:

• направлений получения внебюджетных средств образовательным учреждением, иными словами — доходы от какой деятельности могут поступать на лицевой счет учреждения в казначействе;

• направлений использования внебюджетных средств, т.е. на какие цели эти поступающие средства могут учреждением самостоятельно расходоваться.

Регламентирование это осуществляется путем выдачи образовательным учреждениям «Разрешений на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах казначейства». Разрешение оформляется главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее образовательное учреждение. При этом сам главный распорядитель должен оформить в соответствующем казначействе «Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах казначейства». При оформлении разрешений, как генерального, так и «простого», очень важно правильно сформулировать направления получения внебюджетных средств (источники образования) и направления их использования, т.е. на какие статьи бюджетной классификации можно эти средства направлять. Разумеется, при этом следует учесть не только законодательно установленные ограничения, но и специфические особенности отрасли, отдельного учебного заведения, территории, на которой оно расположено, и др. Все это требует определенной аккуратности и тщательности. К сожалению, имеются примеры того, что формулировки разрешения не позволяют образовательным учреждениям осуществлять отдельные виды приносящей доходы деятельности. В частности, одному из высших учебных заведений в «источники образования» не включили «Платную образовательную деятельность», оставив только «Предоставление платных дополнительных образовательных услуг». Можно представить себе такую ситуацию для сильного и динамичного вуза.

П р и л о ж е н и е 1