Лекция 6-7. Наглядность в обучении истории.

Вопросы.

1. Методические приемы и средства наглядного обучения истории.

2. Применение методических приемов изобразительной наглядности на уроках истории.

3. Методика показа портрета и карикатуры.

4. Использование доски и мела.

1. Несмотря на то, что основным источником исторических знаний для учащихся является живое слово учителя, важными формами овладения программным материалом остаются наглядные материалы и письменные источники.

Наглядным мы называем такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Применяя наглядность, мы вносим в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является в конечном счете исходной ступенью всякого познания.

 

Роль наглядности на уроках истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и задачей создания конкретных представлений, но охватывает и сферу мышления. Ее использование служит обобщению исторических явлений, подводит к пониманию истории.

В одних случаях наглядность на уроках истории обязательна, в других - только желательна. Чтобы сделать более выпуклыми воссоздаваемые приемами словесного рисования образы людей прошлого, учитель стремится показать их внешний облик, а также окружающую среду /пейзаж, здания, утварь и т.д./. Сказать - мало, «лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать», - гласит народная мудрость. Увиденное однажды учащиеся запоминают лучше и надолго, что позже даст возможность учителю при словесном рисовании опереться на уже имеющиеся у детей наглядные представления. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в ХVII в. Я.Коменский.

Сделать историю живой, яркой, зрительно ощутимой - такова одна из задач наглядного обучения. Разрешить ее можно только широким применением наглядных пособий. Наглядность помогает учащимся конкретно представить яркие и точные зрительские образы прошлого. Как бы ни ярки были слова учителя, отрывок из документа или художественное описание исторического факта, все же этого недостаточно для образования представлений о жизни людей прошлых времен. Так, например, как бы учитель образно, подробно и красочно не рассказывал о русских кораблях и галерах XVIIIв., если ученики ни разу не видели их изображения или модели - им будет трудно представить эти корабли.

Для обеспечения наглядности обучения используются различные виды наглядных пособий или средства наглядности. К этим средствам соответственно степени обобщения ими исторического факта относятся:

а/ вещественные памятники исторического прошлого, материалы археологических раскопок, экспонаты школьного музея;

б/ изображения и иллюстрации документального характера, фотопортреты и документальные художественные фильмы;

в/ произведения исторической живописи, портреты выдающихся

людей, художественные кинофильмы и др.

Каковы же методические приемы наглядного обучения истории?

I/ внутренняя;

2/ предметная;

3/ изобразительная;

4/ условная наглядность.

Четыре основных методических приемов наглядного обучения истории характеризуются наряду с общими чертами, присущими наглядному обучению и специфическими способами получения исторических знаний.

Специфичность этих методов требует при их применении учета возрастных особенностей учащихся.

Функции методов обучения истории, в чем их познавательно-воспитательное значение?

а/ они помогают уточнить и конкретизировать исторические представления учащихся;

б/ наглядность раскрывает нам образ явлений, их сущность, внутренние связи и закономерности;

в/ с помощью наглядности мы создаем у учащихся яркие и точные зрительные образы исторического прошлого;

г/ использование наглядности экономит время;

д/ имеют большое воспитательное значение.

В целом следует отметить, что познание исторического прошлого учащимися достигается совокупным применением всех методических приёмов наглядности при ведущей роли живого слова учителя.

2. Применяя наглядность в школьном преподавании истории, учитель чаще других методов выбирает метод изобразительной наглядности. Поэтому методические приемы использования изобразительной наглядности будут охарактеризованы в данном вопросе.

Ввиду разнообразия средств изобразительной наглядности разнообразны и методические приемы их использования. Среди них выделяются следующие 3 основные группы:

- методы работы с картиной и иллюстрацией;

- методика показа портрета и карикатуры;

- использование доски и мела.

Рассмотрим подробнее каждую группу методических приёмов использования изобразительной наглядности.

а/работа с картиной и иллюстрацией.

Среди картин, используемых в преподавании истории, независимо от характера сюжета, различают учебные картины, созданные как учебные пособия и художественные произведения исторической живописи, созданные художниками как произведения искусства. Картины на истерические темы занимают важное место. Они дают наиболее целостное, конкретное и красочное представление об изучаемом историческом явлении, событии.

Рассмотрим их виды, методы и приемы работы над ними:

а/ событийные. Требуют яркого рассказа учителя с возможными элементами беседы;

б/ типологические. Требуется развернутая беседа. Самостоятельная работа учащихся возможна, если ее элементы уже знакомы ученикам. При изучении вопросов экономики, социальных отношений, быта;

в/ картины с изображением древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей. Этот вид картин - исторический пейзаж - нуждается преимущественно в описании и объяснении учителя. Можно построить работу в форме рассказа или воображаемой экскурсии.

г/ исторические портреты. Специфическим методом, работы с портретом является характеристика с элементами рассказа о жизни и деятельности исторического лица.

Подобное деление имеет относительный характера. Например, картину «Народное собрание в Афинах» можно использовать и как типологическую и как событийную. Это зависит от того в связи с каким программным материалом и с какой целью используется картина.

Метод работы с картиной определяется в основном и прежде всего ее содержанием. Так, используя произведения живописи, учитель:

во-первых, должен отметить, что картина - не документ, а отражение исторических явлений в искусстве;

во-вторых, должен проанализировать /сам или ученик/ реальное историческое содержание данной картины;

в-третьих, дает краткую характеристику картины как произведения искусства;

в-четвёртых, сообщает необходимые данные об авторе, его идейных взглядах.

Среди картин следует различать:

1. Учебные картины, созданные, как пособие.

2. Художественные произведения исторической живописи, написанные художниками или позже - их современниками.

3. Памятники культуры эпохи.

Учебные картины должны соответствовать учебной программе и возрасту. Учебная картина, созданная применительно к содержанию школьной программы, не представляет особого интереса для учащихся старших классов. Она целесообразна для учащихся V-VII классов. Для старшеклассников предпочтительнее использование полотен художников.

Вторые избраны в серию картин по истории, изданную для школы. Она не должна перегружать урок или выходить за рамки учебной программы. Они используются наряду с картинами, написанными в свое время современниками, они являются документом эпохи, свидетельством внимательного наблюдателя.

Третьи - те картины, в которых отсутствует исторический сюжет, но они представляют ценнейший памятник русской живописи второй половины XIX века.

Методика работы с иллюстрацией, помещенной, в учебнике, в целом такая же, как и с картиной. Иллюстрация в учебнике - неотъемлемая, органическая часть его содержания. Поэтому работа с иллюстрацией обязательна либо на уроке, либо дома. Отбор иллюстраций необходимо дифференцировать. Они должны раскрывать не случайные, а существенные стороны общественной жизни в изучаемую эпоху, существенные черты исторического явления или события, помогая познанию сущности явления, его специфических особенностей и общих закономерностей развития.

Весь иллюстративный материал можно условно разделить на:

а/ изображения документального характера;

б/ изображения творческого воображения.

В зависимости от предназначения они служат:

1. Наглядной иллюстрацией к тексту, учитель обращается к нему по ходу объяснения.

2. Дополняет и конкретизирует текст учебника. По ним учитель проводит беседу или организует небольшую работу в классе.

3. Восполняют материал, отсутствующий, в тексте. Они дают повод учителю сообщить о них.

По содержанию иллюстративный материал различают:

I. Изображения подлинных вещественных памятников прошлого:

- изображения отдельных предметов или их фрагментов - орудий труда, предметов быта, вооружения и т.п.;

- изображения архитектурных памятников в их современном виде /развалины/ и других произведений искусства /репродукции картин, скульптур, рельефов, рисунков на папирусе ....

2. Сюжетные и бытовые композиции, созданные современниками художниками и иллюстраторами, пользуются примерно теми же методами, как событийная и типологическая картина.

3.Портреты.

4.Карикатуры и т.д.

В поисках необходимого материала дополнительного иллюстративного, учитель в старших классах обращается к иллюстрированным периодическим изданиям - к журналам к газетной иллюстрации. Одно из их преимуществ - политическая злободневность. Их наклеивают на бумагу и хранят в папках.

Таким образом, картины и иллюстрации на уроках истории используются как источник активного извлечения новых знаний и как средство конкретизации текста учебника. Их применение допустимо в любой момент урока.

3/ Немаловажное значение в системе средств наглядности принадлежит портрету. Портрет конкретизирует образ исторического деятеля, приближает его к осознанию школьника. В нем выражена принадлежность данного лица к определенному классу, общественной группе и даже профессии. К нему учитель обращается в связи с историко-биографическим материалом и характеристикой исторического деятеля. Ценность портрета в том, что он, как правило, историчен. Он представляет собой произведение искусства изучаемой эпохи.

В плане методики работы с историческим портретом различают:

а/ портретное изображение, включенное в сюжетное или бытовую композицию, характерную для жизни или деятельности данного лица;

б/ групповой портрет помогает дать характеристику классовой принадлежности, характеристику эпохи;

в/ героический - при итоговой характеристике исторического деятеля и оценке его исторической роли;

г/ интимный, реалистический портрет - «характеристика кистью». Распространенной формой вовлечения учащихся в активную работу по портрету является беседа. Её следует практиковать с V-VI классов, начиная с постановки самых простых вопросов с элементарных познавательных задач, которые помогут определить среду, вкусы, социальные условия, эпоху в которой жил герой, изображенный на портрете. Детей всегда интересует внешний облик полюбившегося героя. Вопросы должны быть продуманы и подготовлены. Полезно давать домашнее задание как самостоятельное описание по портрету, но уже в старших классах, например, дать характеристику исторического деятеля, дать характеристику эпохи, дать анализ портрета как произведения искусства.

Важным средством изобразительной наглядности является карикатура. Карикатура служит объяснению и популяризации политических идей, подавая их в заостренной, сюжетно зримой форме. С помощью карикатуры глубже, ярче, прочнее закрепляется в памяти учащихся и сам исторический факт и его оценка. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карикатура легко воспринимается.

Карикатура должна отвечать следующим требованиям:

а/Объективно, правильно вскрывать суть общественных явлений, давать им правильную оценку;

б/быть доступной для учащихся;

в/должна быть художественно выразительна, наглядна, легко воспринимаема и прочно запечатлеваема;

г/идея должна быть выражена в самом рисунке.

В школьном курсе истории необходим разбор карикатур-портретов и карикатур-иллюстраций. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура-характеристика требует разъяснения: сущности, комментария учителя. Для образной характеристики личности используется портретная карикатура, а для целой эпохи или крупного исторического явления - символическая.

Виды карикатур:

а/ старинная;

б/ современная;

в/ карикатура-иллюстрация /дополнение к рассказу/;

г/карикатура-характеристика /портрет/.

Весьма неплохо сочетать демонстрацию карикатуры с цитированием высказывания этого лица. Необходимо раскрыть политический смысл карикатуры.

Таким образом, карикатура, как картина и портрет, может быть использована учителем в любой момент урока, по ней целесообразно давать задания учащимся и для самостоятельной работы.

4. Классная доска на уроках истории часто используется не по назначению: на нее вывешивают карты и картины. Она же должна быть полностью открытой для работы с мелом. Для чего служит доска?

1. Для различных записей во время урока: тема, план, даты, важнейшие события, имена исторических деятелей, новые исторические материалы, домашнее задание по правилам орфографического режима.

2. Меловые рисунки и чертежи - меловые схематические планы, эскизные схематические картинки, схемы, диаграммы, графики.

3. Доска не должна быть завешена картами или другими вещами, или быть грязной.

Большую роль играют рисунки мелом на доске. Они могут давать географические ориентиры, например рисунок Нильской долины и дельты. Рисунки могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.

Использование мелового чертежа на доске дает экономию времени, возможность доходчиво и быстро изложить и объяснить сложное историческое явление. Он возникает на глазах учащихся, активизирует учеников, он динамичен, синтезирует мышление, идет комплексное запоминание слуховых и зрительных восприятий.

Меловой рисунок – опора устного ответа. В маленьком скромном кусочке белого мела таятся большие и неожиданные возможности.

И наконец, учителю целесообразно пользоваться цветными мелками. Стирать с доски мел следует сухой тряпкой.

Таким образом использование наглядных методов в обучении истории является наравне с живым словом учителя основным каналом познания исторических образов, исторических событий и явлений, которые ушли в прошлое.